1. На ступени основного общего образования для подростка характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе тех знаний и умений, которые приобретены в начальной школе. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, рефлексией собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. Возрастает потребность в самоутверждении при интимно-личностном общении со сверстниками, особенно противоположного пола. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный, общественно-экономический и личностный опыт подростков.
Ценностный мир формируется в процессе соединения знаний и представлений, получаемых из разных источников информации и личного опыта, с учетом требований различных социальных групп. Формируется представление о малой Родине как среде непосредственного существования и сопричастности к ней в процессе самореализации и самоутверждения.
Главной функцией стандарта на основной ступени является формирование личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.
Основными задачами образования на основной ступени являются:
освоение содержания основных форм научного познания окружающего мира через различные учебные дисциплины;
формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, сверстниками;
создание условий для возможности осознанного выбора содержания образования, возможного варианта профильного обучения и организации познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона;
воспитание чувства сопричастности к малой родине в контексте российской истории и современного социально-экономического развития;
включение в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие региона.
1) содержательная линия образования "Художественная культура"
Изучение художественной культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
на базе имеющихся навыков обеспечить дальнейшее развитие умения исследовать особенности различных видов искусства и тенденций развития в настоящее время;
сформировать личностное отношение к тем произведениям мировой, отечественной и региональной художественной культуры, которые изучаются в школе, а также самостоятельно;
выработать представления о взаимосвязи процессов развития художественной культуры в регионе, стране, мире;
совершенствовать навыки, приобретенные в процессе освоения художественной культуры в эстетически организованной деятельности.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Этнокультурные особенности региона. Нравственно-этические и эстетические нормы культуры различных этнических групп, населяющих Средний Урал. Основные художественные и этнокультурные памятники Среднего Урала и своего населенного пункта. Основные жанры местного фольклора, виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Урала. Условия становления ремесел и промыслов на Среднем Урале в прошлом и их развитие в настоящее время. Основные виды художественного творчества на Среднем Урале: история и современность. Развитие видов творчества (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного) народов Урала во взаимосвязи с процессами, происходящими в стране, мире. Тенденции развития художественной культуры в контексте социально-политической и экономической жизни региона. Культурные связи Среднего Урала с другими регионами страны и мира.
Специфика становления и развития художественной культуры на Урале (музыка, литература, театр, изобразительное искусство).
Роль личности в сохранении и развитии художественной культуры Среднего Урала и отдельных муниципальных образований в Свердловской области: история и современность. Выдающиеся деятели художественной культуры Урала (биография, творческие достижения, произведения). Практическое участие в сохранении памятников художественной культуры региона и отдельных муниципальных образований.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
иметь представления об истории становления художественной культуры Среднего Урала во взаимодействии с процессами ее развития в стране, мире;
знать основных деятелей художественной культуры Среднего Урала и их произведения;
знать способы выражения эстетических представлений различных этнических и социальных групп в различных видах искусства региона.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь представлять в различных формах художественное творчество деятелей Среднего Урала;
уметь соотносить достижения художественной культуры региона с тенденциями ее развития в стране и мире;