Недействующий

О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (утратило силу с 15.12.2013 на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2013 N 1430-ПП)

Раздел 4. Содержание и формы реализации регионального (национально-регионального) компонента дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

1. Региональный (национально-региональный) компонент дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области раскрывается через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры. Основными линиями образования являются те, которые позволяют наиболее полно раскрыть специфику развития региона в прошлом и в настоящее время: художественная культура, социально-экономическая и правовая культура, культура здоровья и охраны жизнедеятельности, экологическая и информационная культура. В своем единстве они раскрывают важнейшую особенность Урала, связанную с ведущей ролью промышленного производства во все периоды его развития, что превратило регион в "опорный край державы".

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

В дошкольном возрасте выделяются особые содержательные линии, отражающие специфику психофизического и социального развития ребенка до 7 лет.

Для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и образовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения предлагается дополнительная линия образования "Родной язык". Данная содержательная линия при необходимости может применяться в любом образовательном учреждении для формирования и развития у обучающихся навыков общения на родном языке (татарский, башкирский, марийский, украинский и другие языки).

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: предметно-информационной, ценностно-ориентационной и деятельностно-коммуникативной. Содержание предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.

2. Содержание регионального (национально-регионального) компонента определяет последовательность приобщения ребенка к социальному опыту:

1) в дошкольный период приоритет отдается практической деятельности, в ходе которой дети, получая начальные представления об окружающем мире, постепенно овладевают ценностно-ориентационной составляющей образованности.

Выпускникам дошкольных учреждений предлагается овладеть следующими компетенциями, обеспечивающими их успешную адаптацию к требованиям специально организованного и систематически осуществляемого образовательного процесса в школе:

способность к действенной помощи и проявлению любви к близким людям;

открытость окружающему миру и проявление начальных навыков исследования его природных и социальных аспектов;

активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;

умение проявлять заботу о растениях и животных при взаимодействии с окружающей природой;

владение основными навыками самообслуживания и умение соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой;

владение элементарными навыками использования технических систем, применяемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей;

способность оценивать свои достижения на основе формирующегося чувства собственного достоинства (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм;

2) в начальной школе ведущая роль принадлежит предметно-информационному и деятельностно-коммуникативному блокам, что позволяет учащемуся в полной мере освоить содержание ценностно-ориентационной составляющей приобретаемых знаний и навыков.

Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона;

проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками;

умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми;

сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту;

проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний;

ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица);

3) в освоении программ основного общего образования ведущая роль принадлежит ценностно-ориентационному блоку, обеспечивающему полноту овладения предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляющими.

Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями:

знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;

уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;