1. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края.
Содержание регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области в 10-11 классах отражает актуальные проблемы общественно-политического, социально-экономического социокультурного развития Свердловской области, а также раскрывает возможности участия выпускников школы в их разрешении на основе четкого выбора способов самореализации и самоутверждении в самостоятельной жизни. Учебная деятельность учащихся нацелена на подготовку к самостоятельному выбору будущей образовательной и профессиональной деятельности, обеспечение мобильного поведения на рынке труда.
Главной функцией регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области на старшей ступени является обеспечение дополнительных возможностей самоопределения и саморазвития личности в соответствии с конкретными запросами старшеклассника и особенностями социального заказа Свердловской области.
Основными задачами образования на старшей ступени являются:
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после школы исходя из сложившихся культурно-исторических, экономико-географических, экологических и геополитических особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края на основе умелого владения способами самоорганизации своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса активного самопознания, умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения на основе принятия нравственных ценностей культуры региона и страны в целом;
углубление и расширение знаний об общем и особенном в культуре проживающих в регионе этносов, тенденций развития их трудовой, семейно-бытовой, нравственной, эстетической деятельности в условиях глобализации в начале XXI века;
создание условий для национально-культурного самоопределения выпускника средней школы.
1) содержательная линия образования "Художественная культура"
Изучение художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих задач:
сформировать навыки развернутого анализа произведений художественной культуры, раскрывающих специфику современного социально-экономического и духовного развития региона;
выработать потребность в постоянном самостоятельном приобщении к художественной культуре, способность выделить общие тенденции и специфику развития регионального, отечественного и мирового искусства в наше время;
обеспечить воспитание потребности в активном приобщении к художественной культуре региона на протяжении всей жизни;
выработать умение соединять эстетические ценности классического, современного искусства и повседневной жизни.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Тенденции развития художественной культуры Среднего Урала в XX веке. Основные экономические и социально-политические факторы, определяющие творческую деятельность художников, композиторов, писателей Урала в настоящее время. Особенности развития многообразия видов искусства в Свердловской области, в различных муниципальных образованиях. Система приобщения различных слоев населения к искусству, литературе, самодеятельному творчеству. Различные творческие объединения, содержание их деятельности и тенденции дальнейшего развития. Роль учреждений культуры Свердловской области в сохранении культуры страны во время Отечественной войны.
Роль личности в сохранении и развитии художественной культуры Среднего Урала и отдельных муниципальных образований Свердловской области. Современная литература, изобразительное искусство, архитектура малой родины. Особенности развития ремесленничества и народных промыслов в настоящее время.
Место отдельных видов искусства Свердловской области в развитии отечественной и мировой культуры в начале XXI века. Современные деятели искусства литературы, архитектуры и других видов художественной культуры региона.
Систематическое практическое участие в сохранении и развитии всего многообразия художественной культуры региона и отдельных муниципальных образований.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
иметь представления о тенденциях развития художественной культуры Свердловской области во взаимосвязи с явлениями, происходящими в стране, мире;
иметь представления о формах личного участия в сохранении и приумножении достижений в сфере художественной культуры в Свердловской области;
знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью постоянного приобщения к художественной культуре в повседневной эстетической деятельности современного человека.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
проявлять потребность в саморазвитии через постоянное ознакомление с различными видами искусства, творчеством уральских писателей, композиторов, художников и других деятелей искусства;
уметь самостоятельно определять взаимосвязь общечеловеческих и региональных ценностей в различных произведениях культуры, раскрывающих специфику региона;