1. Младший школьный возраст характеризуется необходимостью вхождения ребенка в новый для него мир отношений в связи со сменой ведущего вида деятельности. Ребенок переходит от свободного проявления своих потребностей к обязательной, общественно значимой деятельности, обретая новые права и возможности активного развития и саморазвития при ведущей роли учебного труда.
Приоритетом начального общего образования является развитие и формирование позитивного отношения учащегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру на основе освоения художественного, правового, экономического, исторического, социального, экологического опыта региона.
Главная функция регионального (национально-регионального) компонента начального общего образования - формирование общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде.
Основными задачами на ступени начального общего образования являются:
формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
воспитание долга, ответственности в учебной и семейно-бытовой деятельности, общении с разными людьми;
создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
выработка желания и умения учиться, готовности к образованию и самообразованию в основном звене школы;
создание условий для индивидуализации процесса обучения в случаях опережающего развития или отставания.
Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребенка по основным образовательным линиям регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области: культура здоровья, художественная, социально-правовая, информационная, экологическая культуры.
1) содержательная линия образования "Художественная культура"
Изучение художественной культуры на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения, эстетического восприятия действительности на базе знаний и навыков, приобретенных в дошкольном возрасте;
развитие базовых представлений о гармоничных отношениях между миром природы и человеком;
развитие художественно-творческих способностей, совершенствование умения претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительных художественных образах;
формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека в регионе через организованное изучение художественного творчества Среднего Урала.
Обязательный минимум содержания образовательных программ.
Начальные представления о структуре и содержании художественного мира человека, формируемого в процессе изучения достижений мирового, отечественного искусства, творчества местных художников, поэтов, писателей, музыкантов. Знакомство с основными языками искусства. Понимание роли искусства в развитии эстетических вкусов человека. Формирование потребности к деятельности на основе законов красоты, гармонии. Способы художественного оформления быта на примерах народов, населяющих Свердловскую область. Влияние природы на формирование материальной и духовной культуры: обычаи, обряды, традиции как отражение взаимосвязи человека со средой обитания, как образец гармоничных отношений человека и природного окружения.
Средний Урал в древних легендах, мифах и сказках народов, его населяющих в прошлом, а также в настоящее время. Песни, считалки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, распространенные среди жителей региона. Характерные герои сказок, песен и литературных произведений Урала, их взаимосвязь с героями народного творчества разных стран мира. Народные игры: обрядовые, развлекательные, спортивные. Поделки из подручного материала. Народная игрушка. Народный календарь уральской природы, земледельческого труда, обрядов и праздников. Традиционные народные промыслы и ремесла на территории Среднего Урала.
Жизненный уклад и культура народов, различных сословий на Среднем Урале в их отражении в художественном творчестве. Богатство материалов Урала для творчества, свойства и приемы их обработки.
Основные архитектурные, художественные и религиозные памятники места жительства.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
иметь представления о наиболее известных сюжетах и образах (героях) уральского фольклора, их взаимосвязи с народным творчеством народов, проживающих в других регионах;
иметь представления о фольклоре, мифологии, сказах и сказках (народных и авторских);
знать основные художественные достопримечательности места жительства и их особенности;
иметь базовые представления о жизненном укладе, культуре и быте народов, населяющих Свердловскую область.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: