Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 31 марта 2005 года N 225-ЗN 457-III

О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)

УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РС (Я) - От 15.12.2012 1154-З N 1201-IV

(новая редакция)

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.2007 456-З N 927-III;

Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2009 778-З N 437-IV;

Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 808-З N 531-IV;

Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 974-З N 835-IV

Закон Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

Настоящий закон определяет порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия), защиты и реализации их жилищных прав в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением их в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

3) государственная форма воспитания - направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления на воспитание и полное государственное обеспечение в государственные или муниципальные учреждения образования, здравоохранения или социальной защиты, другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности;

4) семейная форма воспитания - передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления под опеку, попечительство в приемную семью;

(пункт 4 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

5) законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - опекуны (попечители), приемные родители, администрация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

6) место выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственную или семейную форму воспитания - территориальная принадлежность органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия).

(пункт 6 статьи 1 в редакции Закона РС(Я) от 14.04.2010 808-З N 531-IV)

Статья 2. Основания для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей


Предоставление жилья вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, стационарных учреждениях социальной защиты и других аналогичных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм собственности (далее - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляется органами исполнительной власти по месту жительства не ниже установленных социальных норм при условии, когда возвращение указанных граждан в ранее занимаемые ими, а также сохраненные за ними жилые помещения невозможно, и в случае, если местом выявления и первичного устройства ребенка в возрасте до 18 лет в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Республика Саха (Якутия).

(статья 2 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

Статья 3. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок обеспечения их жилыми помещениями


1. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям решением органа местного самоуправления устанавливается гарантия в части сохранения за несовершеннолетними жилых помещений по месту их жительства (месту регистрации несовершеннолетних до помещения их в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям).

(часть 1 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

2. В период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении, приемных семьях, у опекунов или попечителей, если за ними сохранено жилое помещение, а также при наличии возможности законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства органа местного самоуправления принимают меры к выделению доли жилого помещения для несовершеннолетних путем добровольного обмена, если в жилом помещении проживают другие лица, а при наличии технической возможности - передачи изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла).

В случае отказа лиц, проживающих в указанном жилом помещении, от обмена жилого помещения законные представители несовершеннолетних должны предъявлять иск о принудительном обмене в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через суд или органы прокуратуры в сроки, установленные законодательством.

(часть 2 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

3. Законные представители несовершеннолетних, орган местного самоуправления, выполняющий функции органа опеки и попечительства:

1) при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемные семьи, к опекунам или попечителям, рассматривают вопрос предъявления иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно;

(пункт 1 части 3 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

2) осуществляют контроль за сохранением жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; в случае выявления фактов незаконного отчуждения жилых помещений, сохраненных за указанными гражданами по месту жительства, принимают меры к расторжению незаконных сделок в установленном законом порядке.

3) принимают меры по проведению органом местного самоуправления, выполняющим функции в сфере жилищных отношений, капитального ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

(пункт 3 введен Законом Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

Статья 4. Определение территориальной принадлежности для вынесения решения о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей


1. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейную форму воспитания, решение органа местного самоуправления о праве на жилое помещение выносится по месту установления опеки и попечительства или заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

2. В отношении несовершеннолетних, направленных на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение органа местного самоуправления о праве на жилое помещение выносится по месту жительства несовершеннолетнего на момент его выявления и первичного устройства в такое учреждение.

Статья 5. Основания и порядок внесения изменения в решение органа местного самоуправления о направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на государственную или семейную форму воспитания (в части невозможности возвращения в сохраненные за ними жилые помещения)


1. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, сохраненные за ними решением органа местного самоуправления по месту жительства, считается невозможным, если это противоречит интересам указанных граждан, а также при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) проживание по любым основаниям в таком жилом помещении лиц:

лишенных родительских прав;

отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

бывших усыновителей;

не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере;

больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;

признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;

2) ухудшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненных за ними жилых помещениях по месту жительства за время нахождения их на государственной или семейной форме воспитания является основанием для признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий;

3) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности, санитарным, техническим и иным требованиям, а также разрушение жилого помещения или его части (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии).

2. За два года до выпуска несовершеннолетнего из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или за тот же срок до окончания пребывания такого ребенка в приемной семье, у опекунов или попечителей его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, письменно обращается в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления с ходатайством о признании невозможным возвращения несовершеннолетнего в жилое помещение, сохраненное за ним по месту жительства.

(части 2 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

3. Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления в течение месяца рассматривает ходатайство законного представителя несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии обстоятельств, препятствующих возвращению такого ребенка в жилое помещение, сохраненное за ним по месту жительства, и выносят мотивированное заключение.

Заключение о невозможности возвращения несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилое помещение, сохраненное за ним по месту жительства, принимается органом опеки и попечительства органа местного самоуправления при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи.

4. На основании заключения органа опеки и попечительства органа местного самоуправления о невозможности возвращения несовершеннолетнего в жилое помещение, сохраненное за ним по месту жительства, орган местного самоуправления в течение месяца принимает решение о внесении соответствующего изменения (в части жилищных прав несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в решение органа местного самоуправления о направлении несовершеннолетнего на государственную или семейную форму воспитания.

5. Соответствующее решение органа местного самоуправления может быть принято и в более поздний срок (вплоть до достижения ребенком возраста 23 лет), если имеются вновь открывшиеся обстоятельства невозможности или нецелесообразности возвращения указанного ребенка в ранее занимаемое им жилое помещение.

(части 5 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

Статья 6. Порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей


1. Предоставление вне очереди жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, за исключением детей, имеющих жилые помещения, сохраненные за ними по месту жительства, осуществляется по договорам социального найма.

2. Не позднее чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация такого учреждения представляет в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления документы, подтверждающие права их выпускника на получение жилья.

Законные представители несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, за год до окончания пребывания у них несовершеннолетнего подают заявление и представляют соответствующие данные о нем в орган опеки и попечительства органа местного самоуправления, подтверждающие права их подопечного на получение жилья.

На основании документов, представленных администрацией учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законными представителями несовершеннолетнего, у которых ребенок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на семейной форме воспитания, орган опеки и попечительства органа местного самоуправления направляет пакет документов и обоснованное представление в орган местного самоуправления о включении выпускника государственного или муниципального образовательного учреждения или несовершеннолетнего, находившегося на семейной форме воспитания, в список на получение жилья.

(части 2 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

3. Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления контролирует поступление информации, указанной в части 2 настоящей статьи, и при необходимости сам запрашивает и представляет соответствующие документы.

(часть 3 в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 29.03.2012 1038 - З N 999-IV)

Орган опеки и попечительства органа местного самоуправления может разрабатывать проекты целевых программ по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые рассматриваются и утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия).

4. После рассмотрения материалов, указанных в части 2 настоящей статьи, управление муниципального жилья органа местного самоуправления решает вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и включает их в план обеспечения жилыми помещениями, на основании которого орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в срок до 1 апреля заключительного года обучения, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, принимает решение о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

(часть 4 в редакции Закона РС(Я) от 14.04.2010 808-З N 531-IV)

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

(часть 5 в редакции Закона РС(Я) от 14.04.2010 808-З N 531-IV)

6. Жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) общей площадью от 24 до 38 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет лиц данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»