Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Культура Рязанской области на 2006 2010 годы"


<Приложение 10 в редакции Закона Рязанской области N 106-ОЗ от 05.09.2008 г.; нгр:RU62000200800291>

Подпрограмма "Поддержка молодых дарований и развитие образовательной системы культуры и искусства в Рязанской области"


1. Анализ исходного состояния проблемы

<Раздел 1 в редакции Закона Рязанской области N 106-ОЗ от 05.09.20088 г. нгр:RU62000200800291>

В Рязанской области ведется большая работа по поддержке молодых дарований и развитию образовательной системы культуры и искусства. Система художественного образования области включает в себя 63 школы дополнительного образования, 5 средних специальных и одно высшее учебное заведение. Контингент учащихся и студентов составляет 14798 человек, количество преподавателкей-1485 человек. Процент охвата детского населения Рязанской области работой школ искусств в 2005 году составляет 10,3% (по Центральному федеральному округу - 9,5%, по России - 8,1%).

Основные потребности регионального рынка труда в области культуры обеспечивает Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства, где ведется подготовка кадров по 11 специальностям и 26 специализациям для всей социально-культурной сферы Рязанской области. В институте ежегодно получают образование без отрыва от работы более 500 работников отрасли культуры Рязанской области, что составляет 77% от общего числа студентов. При этом ВУЗ несет важную культурообразующую функцию, активно проводит научные исследования процессов в современной культуре.

Важную роль в системе художественного образования области играют средние специальные учебные заведения, находящиеся в ведении комит ета по культуре и туризму Рязанской области: Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А.Пироговых, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера, Рязанское областное училище культуры. В этих учебных заведениях ведется подготовка по 9 специальностям и 23 специализациям, обучаются 850 студентов, работают 190 преподавателей. Училища, в основном, успешно готовят специалистов широкого профиля для учреждений культуры и образования, являясь необходимой ступенью для получения высшего профессионального образования.

Учебные заведения вносят существенный вклад в формирование кадрового потенциала, но полностью удовлетворить потребности области пока не удается. Анализ возрастного состава кадров учреждений культуры свидетельствует о недостаточном притоке молодых специалистов. Их доля в целом по отрасли составляет 19,4%. Растет количество вакансий и самое большое количество в клубных учреждениях -246 человек. Дефицит кадров частично восполняется за счет подготовки специалистов на договорной основе. В 2005 году продолжали действовать договора о целевой подготовке кадров, на основе которых в училищах обучаются более 100 студентов из сельской местности.

Вместе с тем развитие среднего специального образования сопряжено с наличием серьезных проблем:

потребность образовательных учреждений среднего звена в финансовых средствах обеспечивается менее чем на четверть;

область не имеет общежития для студентов музыкального колледжа и художественного училища;

в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов. Отсюда следует важная проблема, касающаяся всей системы образования в сфере культуры, - проблема профессионального устройства дипломированных специалистов;

требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях;

недостаточная разработанность правовой базы среднего профессионального образования значительно затрудняет образовательную и хозяйственную деятельность в новых социально-экономических условиях;

требует совершенствования система контроля деятельности учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов;

сохраняется устойчивая система старения педагогических работников учебных заведений, ощущается недостаток молодых специалистов, вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений.

Широкая сеть детских музыкальных, художественных школ, детских школ искусств Рязанской области, их общедоступность (родительская плата составляет незначительную часть семейного бюджета) является прочной основой общего художественного образования и фундаментом профессионального образования в сфере искусства.

Высокий художественный потенциал, развитая сеть детских школ создают благоприятные условия для духовного, эстетического развития юных жителей Рязанской области.

Сложившаяся структура (размещение учебных заведений, их различное - федеральное, областное, муниципальное подчинение), виды (институт культуры, средние специальные учебные заведения, детские школы искусств) в определенной мере отвечают на современном этапе не только потребностям отрасли, но и создают условия для совершенствования системы образования, повышения профессионального уровня подготовки специалистов.

В Рязанской области ведется большая работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Выполнение мероприятий областной целевой программы позволило добиться увеличения числа одаренных детей и молодежи, которым по участию в различного рода конкурсах и фестивалях оказывается поддержка из областного бюджета и резервного фонда Губернатора. Получают поддержку проекты учебных заведений по организации и проведению областных и региональных конкурсов и фестивалей.

Комитет по культуре и туризму Рязанской области активно участвует в формировании молодежной политики в регионе, осуществляет перспективные программы и проекты, которые способствуют реализации творческого потенциала молодого поколения. Так, в мае 2005 года в Рязанской области состоялись Четвертые молодежные Дельфийские игры России "Мы помним.". В играх принимало участие более полутора тысяч детей и молодежи из 58 регионов Российской Федерации.

В то же время расходы на реализацию подпрограммы "Поддержка молодых дарований и развитие образовательной системы культуры и искусства" составляют менее одной трети от потребности.

Из-за многолетней кризисной экономической ситуации снижается заинтересованность и реальные возможности родителей и педагогов в развитии одаренных детей.

2. Цель и задачи подпрограммы

Главная цель подпрограммы - сохранение и развитие сложившейся в области системы художественного образования в сфере культуры и искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

поддержка жизнедеятельности образовательных учреждений;

повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с требованиями жизни;

подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;