ЗАКОН
УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 30 декабря 2003 года N 168-оз
ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"
{наименование Закона изменено Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 24.08.2006 г. N 306-оз}
Принят Думой Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа
25 декабря 2003 года
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 24.08.2006 г. N 306-оз;
ДЕЙСТВИЕ ПРИОСТАНОВЛЕНО:
Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.12.2005 г. N 194-оз (с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.)
УТРАТИЛ СИЛУ:
Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 10.09.2007 г. N 446-оз}
Утвердить окружную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации
Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа
В.Г.Малеев
п.Усть-Ордынский
30 декабря 2003 г.
N 168-оз
Наименование | Окружная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для | Федеральная целевая программа "Социальное развитие села" от 03.12.2002 г. N 858 |
Государственный заказчик - координатор Программы | Комитет по сельскому хозяйству администрации округа. |
Государственные заказчики Программы | Комитет по капитальному строительству и архитектуре администрации округа; |
Основные разработчики | Комитет по сельскому хозяйству администрации округа; |
Программы | Экономическое управление администрации округа; |
Цели и задачи | Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских территорий: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2003-2010 годы |
Основные программные мероприятия | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, электрификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, противопожарная защита населения |
Исполнители | Комитет по сельскому хозяйству администрации округа; |
Объемы и источники финансирования | Органы местного самоуправления, строительные организации на конкурсной основе. |
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе округа является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отстаивание села города по уровню жизни.
Социальные издержки реформ легли в большей степени на крестьянство. Разница в оплате труда работников сельского хозяйства и промышленности увеличилась с 11% в 1990 году до 4,2 раза в 2000 году. За чертой бедности находится до 60% сельского населения.
Значительно сократились капитальные вложения в социальную сферу села. Площадь Усть-Ордынского Бурятского автономного округа составляет 22,4 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2003 года - 141,9 тыс. человек. Плотность населения 6,3 чел. на кв. км.
Климат резкоконтинентальный, с продолжительной холодной зимой, относительно жарким летом. Отрицательное влияние на формирование урожая зерновых оказывают природно-климатические условия. Округ относится к зоне рискованного земледелия.
Сельское хозяйство является основной отраслью экономики округа.
Площадь сельскохозяйственных угодий по округу составляет 978 тыс. га, в том числе пашни - 628 тыс. га.
В 2002 году хозяйства округа произвели посев зерновых культур на площади 144,8 тыс. га, включая крестьянско- фермерские хозяйства. Пшеницы было посеяно на площади 75736 га, что составило 52 % от общего посева зерновых.
Производство продукции животноводства за 2002 год по всем категориям хозяйств составило:
- молока 169 тыс. тонн, мяса - 30 тыс. тонн или к 2001 году увеличено производства молока на 6%, мяса на 5%.
Рост производства произошел за счет личных подворий, удельный вес производства молока в общем объеме составляет 80%, мяса - 84%.
На начало 2003 года в округе действует 92 сельскохозяйственных предприятия, 489 крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.
Сельская территория - сложная социально-экономическая система общества, стратегия ее развития выходит за рамки производства. Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий.
Стержнем развития сельских территорий должно стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельского населения.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд округа составляет на 1 января 2003 года 2244,9 тыс. кв. м общей площади, из них 71% приходится на частные домовладения. Основная часть сельского жилого фонда не имеет коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 5,5% сельского жилого фонда, центральным отоплением - 9,7%, канализацией - 4,9%, горячим водоснабжением - 2,7%. Обеспеченность населения жильем на 1 человека составила на начало 2003 г. 15,8 кв.м общей площади.
Образование. В округе функционируют 236 общеобразовательных школ: 85 средних, 19 основных и 132 начальных школы, из них 64% общеобразовательных учреждений размещаются в приспособленных помещениях, которые не отвечают требованиям СанПиН. 47 школах требуется необходимо произвести капитальный ремонт, 12 школ находятся в аварийном состоянии, из них 7 школ размещены в зданиях, построенных в 30-х годах прошлого века.
45% школ не имеют физкультурных залов, 63% - учебных мастерских, что не позволяет выполнять базисный учебный план общеобразовательных школ РФ по образовательной области "Технология", "Физическое воспитание".
Площади учебных кабинетов приспособленных зданий под школы не соответствуют нормативам.
В связи с этим возникла острая необходимость в строительстве новых типовых школ.
В данное время в округе функционируют 96 дошкольных учреждений на 5140 мест. Численность детей, посещающих детский сад составляет 4124 ребенка. До 1,5 лет - 1%, от 1,5 до 3 лет - 21%, от 3 лет и старше - 78%.
Требует обновления предметно-развивающая база детских дошкольных учреждений.
В современных условиях общеобразовательной школы без государственной поддержки сферы образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ на селе и удовлетворить основные образовательные потребности проживающего на их территории населения.
Здравоохранение. В настоящее время медицинскую помощь сельскому населению оказывают 6 центральных районных больниц, 149 фельдшерско-акушерских пунктов, 6 отделений скорой медицинской помощи. Коечный фонд составляет 1435 коек. Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений - 2658 посещений в смену. В здравоохранении округа работают 371 врачей и 1364 работников среднего медицинского персонала.
Анализ состояния материально-технической базы здравоохранения показал, что положение с его обновлением сложилось критическое. Большинство районных больниц, все фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, 12 участковых больниц из 17,4 врачебных амбулаторий из 18 располагаются в нетиповых , приспособленных помещениях, износ зданий составляет 80-90%, в том числе фельдшерско-акушерских пункты имеют 100% износ основных фондов и зданий. Отмечается неудовлетворительная материально-техническая база станций, пунктов скорой неотложной помощи. Существенные проблемы испытывают сельские лечебно-профилактические учреждения в оснащении и своевременном обновлении медицинской техники. Доля расходов на приобретение медицинской техники в консолидированном бюджете здравоохранения за последние 3 года составила всего 9%.
40% фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов не имеют холодильников, ростомеров, весов, кушеток, гинекологических кресел. 80% диагностического, лечебного и технического оборудования требуют обновления, так как не соответствуют современным требованиям. Физиотерапевтичекое оборудование, твердый инвентарь имеют износ от 90 до 100 %, особенно данная ситуация участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
Потребность учреждений здравоохранения медицинской технике и твердом инвентаре в последние годы удовлетворяется на 20-30 процентов.
Главной задачей на сегодняшний день является поднятие престижа здорового образа жизни среди детей, юношества и взрослого населения округа, формирование здорового поколения, подъем спортивного движения в округе. Численность занимающихся в секциях и группах составляет около 14 тыс. человек. Приоритетными видами спорта являются вольная и национальная борьба, стрельба из лука, конный спорт, волейбол, шахматы, футбол, легкая атлетика. Ежегодно на территории округа проводится более 100 соревнований районного и окружного масштабов.
Исходя из того, что практически все спортивные комплексы введены в строй в 70-80-х годах прошлого столетия, они находятся в крайне неудовлетворительном состоянии. Потребность в спортивном инвентаре не удовлетворяется на протяжении последних лет.
Основную нагрузку несут спортивные залы при общеобразовательных учреждениях (103 зала). Для разгрузки существующих спортивных залов и для увеличения числа занимающихся физической культурой необходимо строительство новых и реконструкция существующих спортивных сооружений и стадионов. Потребность в финансировании строительства и реконструкции спортсооружений на период с 2004 по 2010 г.г. составляет 47,538 млн.рублей.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сохранена и развивается, их пропускная способность составляет 7569 чел. или 5,3% к нормативу. Физической культурой занимаются всего 9,8% населения округа.
Культурно-досуговая деятельность. Сельское население округа обслуживает 164 клубных учреждения, 137 библиотек, 19 киноустановок, государственный национальный музей округа и 3 филиала (Кутулик, Олонки, Оса), государственный ансамбль песни и танца "Степные напевы", окружные учреждения: Национальная библиотека им.М.Н. Хангалова, Центр народного творчества, Центр художественных народных промыслов, методический кабинет по учебным заведениям (ДМШ, ДХШ), музыкальная школа, киноконцертный зал "Эдем" и Центр сохранения наследия.
Финансирование отрасли культуры по остаточному принципу привело к резкому ухудшению культурного обслуживания населения округа. При увеличении клубных учреждений округа на 10,6 % число библиотек уменьшилось на 9,7 %, киноустановок на 27,1 %.
Стационарные клубные учреждения расположены только в 51 населенном пункте, 41 % зданий клубных учреждений, 45 % библиотек, 30,4 % музеев находятся в неудовлетворительном состоянии. Остро обозначилась проблема комплектования библиотек. Обновляемость книжного фонда в год составляет лишь 0,06 %.
Система электрификации села. Существующее электроснабжение населенных пунктов предприятий и организаций округа осуществляется по электросетям протяженностью 8286 км и трансформаторным подстанциям 2144 шт. Значительное количество воздушных линий электропередач находится в неудовлетворительном для эксплуатации состоянии. Опоры воздушных линий выполнены из деревянных конструкций, которые с годами быстро выходят из стоя. Основная часть действующих электрических сетей отработала свой нормативный срок и требует замены реконструкции.
Водоснабжение. Обеспечение населения округа качественной питьевой водой является одной из важнейших социальных задач. Влияние употребление некачественной питьевой воды на здоровье человека доказано рядом исследований ученых. Наблюдается повышение заболеваемости нефритами, гепатитами, врожденными аномалиями и т.д. Установлено, что употребление воды с минерализацией свыше 133,5 мг/л. и жесткостью 1,3 мгэкв/л. обуславливает отставание физического развития детей.
Обеспечение населения округа питьевой водой осуществляется из двух водоводов, 720 артезианских скважин и поверхностных источников.
Эксплуатация водоводов требует огромных средств на их содержание и капитальный ремонт. Несвоевременное и неполное проведение ремонта приводит к частым аварийным ситуациям не только на водоводах, но и на системах теплоснабжения, канализации, что может привести к размораживанию жилого фонда. Большие перерывы в подаче воды приводят к застаиванию воды и ухудшению их микробиологических и органолептических свойств.
Большинство скважин находилось на балансе сельхозтоваропроизводителей, которые в силу ряда причин не могут содержать эти объекты. Без надлежащей эксплуатации эти объекты не только ветшают, разрушаются, но и загрязняют подземные водоносные слои стоками с прилегающих сельскохозяйственных объектов и полей, где использованы минеральные удобрения.
Использование поверхностных источников, а ими пользуются 15 % населения округа, осложняется в весенне-летнее время, когда идут паводковые воды и ливневые дожди, размывают грунт. В зимнее время реки и ручьи замерзают и населению приходится пользоваться льдом и снегом.
Телекоммуникационная связь. В округе расположены 3 структурных подразделения ОАО "Электросвязь". Телефонная плотность составляет 13,7 телефона на 100 жителей. В связи с банкротством акционированных сельскохозяйственных предприятий более 50 % сельских населенных пунктов в округе остались без телефонной связи.
Основной целью развития телекоммуникационной сети в сельской местности должно стать обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы, предприятий в телефонной связи, передаче данных и информационных услуг.
Дорожное строительство. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры, препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования округа на начало 2003 года составила 1898,9 км, из них 1801,7 км с твердым покрытием, в том числе 356 км с асфальтированным покрытием.
В результате того, что в последнее десятилетие ремонт внутрихозяйственных автомобильных дорог практически не производился, они находятся в критическом состоянии. Бездорожье наносит значительный ущерб сельскому хозяйству.
Пожарная часть. Пожарное депо округа, в основном, построены в 60-70 г.г. прошлого века. Поэтому есть необходимость строительства пожарных депо в с.Новонукутск и с.Баяндай, поскольку они не соответствуют нормам проектирования объектов пожарной охраны НБП-101-95 по всем параметрам.
Требуется создание подразделений пожарной охраны в отдаленных от районных центров населенных пунктах.
В связи с неудовлетворительной телефонной связью или ее отсутствием и плохим состоянием дорог в сельской местности пожарные расчеты прибывают к месту вызова при уже развившейся стадии пожара, когда эффективность боевых действий снижается, сил и средств для ликвидации пожара и проведения первоочередных спасательных работ недостаточно из-за увеличения площади пожара. В результате материальные потери от пожаров, а также гибель людей возрастает. Поэтому назрела необходимость создание отдельных постов пожарной охраны с круглосуточным режимом работы для поддержания мер пожарной безопасности, предотвращения развития возникших пожаров до крупных. Целью данного мероприятия является обеспечение пожарной безопасности в округе (Приложение N 9).