Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Совершенствование государственной службы Кабардино-Балкарской Республики (2003-2005 годы)"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В Кабардино-Балкарской Республике в целом сложились конституционно-правовые основы государственной службы как механизма государственного управления.

Общая численность служащих государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления на 1 сентября 2003 года составила 2725 человек.

Численность работников законодательной власти КБР составила 87 человек, территориальных федеральных органов в КБР - 1830 человек, судебной власти и прокуратуры - 523 человека.

В целом в органах государственной власти и местного самоуправления (с учетом территориальных органов, органов законодательной, судебной власти, прокуратуры) на территории КБР работало на 1 сентября года 5078 человек (на 1000 населения в КБР - 7 работников).

В республике на долю исполнительной власти приходится 88,0% (РФ - 86,3%), судебной власти и прокуратуры 10,3% (РФ - 11,7%), законодательной власти 1,7% (РФ - 1,7%).

В процессе совершенствования государственной службы предполагается оптимизировать численность государственных служащих путем внедрения на государственной службе новых методов управления, автоматизации управленческого труда.

На государственной службе сложилась следующая половозрастная структура.

В общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности, женщины составляют 55,9%.

Стаж государственной службы в органах государственной власти имеют до 1 года - 4,1%, от 1 до 5 лет - 30,5%, от 5 до 10 лет - 22,7%, от 10 до 15 лет - 13,0%, свыше 15 лет - 29,7% государственных служащих.

Около 14% мужчин и 12% женщин государственных служащих имеют возраст 50 лет и старше. Численность государственных служащих старше 60 лет составляет 3,9% работающих.

Образовательный уровень государственных служащих характеризуется следующими параметрами.

На 1 сентября 2003 года доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составила 92,3%, имеющих среднее профессиональное образование 7,3%. Не имеют профессионального образования 0,4% от численности государственных служащих, замещающих должности, выполняющие вспомогательные функции.

Средства на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих субъектов РФ в федеральном бюджете не предусматриваются, а из республиканского бюджета выделяется недостаточно.

За 9 месяцев 2003 года среднемесячная начисленная заработная плата (денежное содержание и выплаты социального характера) государственных служащих всех уровней в КБР составила 4,5 тыс. рублей.

Усиливается дефицит государственных служащих в возрасте до 40 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях.

Качество подготавливаемых документов во многих случаях не соответствует требуемым стандартам. Деятельность государственных органов недостаточно регламентирована.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Пока еще не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.

Не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.

Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной службы:

нереализованность потенциала действующей республиканской нормативно-правовой базы;

неразвитость системы отбора квалифицированных кадров;

несоответствие социального и правового положения государственного служащего характеру осуществляемых полномочий и степени возлагаемой на него ответственности;

слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Все эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей государственной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования государственной службы.