ЗАКОН
УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 11 июля 2000 года N 140-ОЗ
Об органах опеки и попечительства в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе
____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 ноября 2006 года на основании
Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
от 27 октября 2006 года N 325-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
Думой Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа
29 июня 2000 года
Настоящий Закон регулирует общие вопросы деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (далее-округ), определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере окружной политики поддержки деятельности по опеке и попечительству.
Органы опеки и попечительства в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, и Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, органов местного самоуправления.
Основными задачами органов опеки и попечительства в округе являются:
- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
- защита личных имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних;
- защита личных имущественных и неимущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;
- защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими.
Деятельность органов опеки и попечительства в округе основывается на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав и интересов лиц, состоящих под опекой и попечительством;
- ответственность за нарушение прав и законных интересов лиц, состоящих под опекой и попечительством;
- поддержка семьи, деятельности органов опеки и попечительства воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения со стороны органов государственной власти округа;
- приоритет семейного воспитания детей.
1. Окружная Дума:
- в соответствии с федеральным законодательством принимает законы, регулирующие отношения в сфере опеки и попечительства;
- устанавливает законом округа размер оплаты труда приемных родителей;
- устанавливает законом округа временные минимальные окружные социальные нормы и нормативы финансовых затрат на содержание одного ребенка в образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты;
- определяет временную величину опекунского пособия в округе;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
2. Администрация округа в лице уполномоченных ею органов опеки и попечительства:
- обеспечивает реализацию законов округа по вопросам опеки и попечительства; защиты прав и интересов детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих под опекой и попечением;
- осуществляет разработку и выполнение окружных и целевых программ по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляет на территории округа учет детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке;
- осуществляет в установленном порядке учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей - граждан Российской Федерации;
- направляет в установленном порядке сведения о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных в семьи граждан, проживающих в округе, в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляет размещение детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школу-интернат общего типа и другие учреждения;
- определяет порядок учета лиц, желающих усыновить детей;
- организует и осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров для органов опеки и попечительства, окружных учебно-воспитательных и иных аналогичных специализированных учреждений по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних лиц;
- оказывает методическую и консультативную помощь органам опеки и попечительства;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
2. Осуществление функций опеки и попечительства, если иное не установлено уставом муниципального образования и другими локальными актами, возлагаются:
- на органы управления образованием местного самоуправления (далее -отделы образования) в отношении несовершеннолетних лиц.
- на муниципальные органы здравоохранения в отношении лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными;
- на органы социальной защиты местного самоуправления (далее - отделы социальной защиты) в отношении несовершеннолетних лиц и дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в учреждении опеки (попечительства) по состоянию здоровья.
3. Структура органов опеки и попечительства, их полномочия, порядок осуществления контроля за деятельностью определяются правовыми актами органов местного самоуправления, на основании устава муниципального образования в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
1. Органы местного самоуправления при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц:
- назначают опекунов и попечителей;
- отстраняют, освобождают опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей;
- направляют детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты;
- выдают разрешения на совершение сделок по отчуждению ( в том числе обмен, дарение) имущества подопечного, сдаче его внаем, в безвозмездное пользование, в залог, сделок, влекущих раздел имущества подопечного или выделение из него долей, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
- выдают разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние лица временно не проживают, но на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с другим собственником либо нанимателем права;
- дают разрешение на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, за исключением установленных Законом случаев;
- дают разрешение на отдельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
- дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка в случаях, предусмотренных законодательством;
- назначают пособие на содержание опекаемого (подопечного);
- назначают представителей для защиты прав и интересов детей в случаях разногласий между детьми и родителями;
- решают вопрос об отобрании ребенка у родителей или лиц, их замещающих, при угрозе жизни или здоровью ребенка;
- решают вопрос о признании несовершеннолетнего лица эмансипированным;
- дают разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим брачного возраста;
- решают иные вопросы в соответствии с действующим законодательством;
- предъявляют иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних лиц к их родителям: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о возможности общения ребенка с близкими родственниками;
- заключают договоры с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью; о доверительном управлении имуществом подопечного;
- принимают меры по защите жилищных прав лиц, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в соответствии с законодательством.
2. Отделы образования, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления:
- выявляют детей, оставшихся без попечения родителей;
- ведут первичный учет детей оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивают временное устройство и сохранность имущества несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве);
- осуществляют устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
- исполняют обязанности опекуна (попечителя) до устройства ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение;
- осуществляют подбор приемных родителей, оказывают приемной семье необходимую помощь;
- готовят документы для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для заключения или досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
- проводят обследование условий жизни детей в случаях, предусмотренных законодательством;
- осуществляют контроль за условиями проживания, воспитания и образования детей, находящихся в семье опекунов (попечителей), приемных родителей;
- принимают участие при рассмотрении в судах дел об ограничении родительских прав, лишении родительских прав, усыновлении детей, о восстановлении в родительских правах, а также споров связанных с воспитанием детей;
- готовят заключения в суд и иные инстанции по вопросам защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществляют защиту прав выпускников воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты, в которых они находились на полном государственном обеспечении;
- рассматривают заявления и обращения граждан по вопросам опеки и попечительства.
1. При осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, органы местного самоуправления:
- устанавливают опеку (попечительство), прекращают опеку (попечительство); освобождают, отстраняют опекуна (попечителя) от его обязанностей;
- помещают лицо, признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
- распоряжаются имуществом недееспособного лица при определении его в психоневрологическое учреждение на полное государственное обеспечение.
2. Органы здравоохранения, если иное не установлено уставом муниципального образования и правовыми актами органов местного самоуправления:
- во взаимодействии с органами внутренних дел выявляют граждан, страдающих психическими расстройствами, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами и нуждающихся в установлении или попечительстве;
- выявляют новорожденных детей, оказавшихся без попечения родителей, осуществляют их устройство в подведомственные учреждения и подают сведения об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка;
- осуществляют временное содержание (или устройство) детей в возрасте до 3 лет в домах ребенка, а при необходимости - до 4 лет;