Вопрос активизации сотрудничества науки и производства сегодня приобрел особую актуальность, что подтверждается генеральным направлением государственной инновационной политики, положения которой нашли отражение в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.03.2002, и Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 05.08.2005, где определено, что приоритетными целями государственной политики являются перевод России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счет расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках наукоемкой продукции. Предполагается, что к 2010 году высокий уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижение рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающими факторами улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний момент стратегическими составляющими развития общества являются научно-технический прогресс и инновационная активность.
Национальная инновационная политика, направленная на создание и внедрение передовых видов техники и технологий, форм организации труда и управления, является ключевым фактором успеха государства.
Национальная инновационная политика включает две тесно взаимосвязанные составляющие ( государственную и региональную политику.
Под региональной инновационной политикой понимается совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе (субъекте Российской Федерации), путей и средств их достижения на основе тесного взаимодействия региональных и федеральных исполнительных органов государственной власти. В общем виде главная цель региональной инновационной политики заключается в создании на территории субъекта Российской Федерации условий для успешного осуществления процесса получения, накопления, обогащения научных знаний и эффективного их перевода в технологию и продукцию.
Таким образом, роль субъектов Российской Федерации в формировании национальной инновационной системы возрастает, поскольку процесс активизации научно-инновационной деятельности должен начинаться на местах, способствуя укреплению экономики регионов и увеличивая долю высокотехнологичной продукции, что, в свою очередь, является единственно возможным способом быстрого и устойчивого увеличения валового регионального продукта (далее - ВРП). Региональная инновационная политика становится одним из наиболее важных этапов формирования национальной инновационной системы.
В Астраханской области обеспечение ускоренного экономического роста и намеченного удвоения ВРП за период 2005-2007 годов в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области 20.05.2005 N 101-П "О Программе социально-экономического развития области с учётом удвоения валового регионального продукта на 2005-2007 годы" возможно только при переходе области на инновационный путь развития.
Высокая значимость проблем, связанных с формированием региональной инновационной политики и созданием научно-инновационной инфраструктуры Астраханской области, обусловливает их решение программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление научно-инновационного потенциала области и создание благоприятной среды для научно-инновационной деятельности.