Реализация Программы предусматривает участие федеральных и республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляется:
- формирование нормативно - правовой и методологической базы проведения государственной жилищной политики и преобразований в жилищной сфере;
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством;
- разработка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения основных целей и задач Программы;
- содействие реализации демонстрационных проектов по выполнению мероприятий Программы;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
- координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
На уровне республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется:
- развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального законодательства на соответствующей территории;
- проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
- обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
В настоящей Программе отобраны приоритетные направления государственной поддержки из бюджетов различных уровней. Для удовлетворения потребности в улучшении жилищных условий всех граждан, состоящих на учете при органах местного самоуправления в городах и районах республики, требуются значительные финансовые ресурсы. Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов различных уровней составит 2213 млн. рублей, где удельный вес средств федерального бюджета составляет 22,5 процента. Государственные средства будут использоваться исключительно на обеспечение жильем определенных категорий лиц и социальную защиту граждан в жилищной сфере в соответствии с действующим законодательством. Финансирование из федерального бюджета будет осуществляться в рамках федеральных целевых программ и подпрограмм - это мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в первую очередь будут направляться на обеспечение социальным жильем малообеспеченных граждан, отнесенных в соответствии с законодательством к категории льготников, а также малообеспеченных семей, состоящих в очередности на получение жилья 10 и более лет. В условиях ограниченности бюджетных средств обеспечение жильем вышеуказанных категорий граждан будет осуществляться как при строительстве нового муниципального жилого фонда, так и путем приобретения на вторичном рынке жилья. Основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования жилищной сферы на территории республики, должны стать безвозмездные субсидии.
Для платежеспособных граждан, имеющих средние доходы или стоящих на расширение жилой площади, будет использоваться система ипотечного кредитования по схеме Республиканского фонда жилищного строительства. В республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики будут предусматриваться гарантии или средства на покрытие разницы по процентным ставкам, а также прямые инвестиционные вложения для кредитования. Программой предусматриваются средства для поддержки индивидуальных застройщиков, которые будут предоставляться в форме безвозмездных субсидий и на возвратной основе.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино - Балкарской Республики на соответствующий год. На финансирование Программы предполагается также привлекать заемные средства.
На органы местного самоуправления возлагается ответственность за содержание и использование муниципального жилищного фонда, содержание и развитие муниципальных объектов жизнеобеспечения, регулирование планировки и застройки территорий городов и населенных пунктов, создание условий для жилищного строительства и привлечение внебюджетных средств. В условиях ограниченности средств местным администрациям необходимо использовать различные формы, методы и модели инвестирования для решения жилищной проблемы, внедрять новые строительные технологии.
Прежде всего должно быть обеспечено рациональное и эффективное использование государственных средств. Поэтому особое значение здесь приобретает необходимость разделения социальных проблем по очередности их решения. В основу перспективного развития должен быть положен генеральный план или проект детальной планировки города (или населенного пункта) как одного из важнейших способов размещения жилой застройки и инженерной подготовки территории.
Органам местного самоуправления необходимо создать фонды развития жилья и инженерной инфраструктуры, где будут аккумулироваться средства из различных источников. Одним из источников могут стать платежи за право аренды (или продажи) земельных участков под жилищное строительство частных инвесторов.
По расселению жилых домов аварийного фонда местными администрациями может быть применено несколько рациональных схем:
- на свободной площадке строится новый дом, который на 50 - 80 процентов финансируется из средств местных бюджетов, а 20 - 50 процентов - за счет средств частных заказчиков - инвесторов для освобождения выделенных им участков под застройку;
- заказчик для ускорения освобождения площадки под застройку расселяет семьи из домов ветхого и аварийного фонда в квартиры, купленные на вторичном рынке за счет собственных средств и средств местного бюджета;
- освобожденные от ветхого жилищного фонда участки застраиваются частными инвесторами новыми домами, местная администрация получает соответствующую долю, квартиры оформляются в муниципальную собственность для последующего заселения в них жителей из расселяемых домов.
Привлечение средств населения для инвестирования строительства жилья может быть осуществлено по нескольким направлениям:
- единовременный платеж по фиксированной стоимости 1 кв. метра жилой площади или поэтапно до окончания строительства;
- оплата части стоимости квартиры с получением рассрочки на определенный период на оставшуюся часть стоимости и предоставлением права проживания в квартире без оплаты аренды;
- часть оплаты производится денежными средствами, в счет оплаты полной стоимости новой квартиры засчитывается стоимость имеющейся квартиры по ценам, сложившимся на момент заключения договора;
- проведение отделочных работ с привлечением средств населения.