ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
от 30 декабря 2004 года N 67-З
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ), НА 2005-2008 ГОДЫ "АНТИ-ВИЧ/СПИД"
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл
23 декабря 2004 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД".
Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" начиная с 2005 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент' Республики Марий Эл Л.Маркелов
УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Марий Эл от 30 декабря 2004 года N 67-3
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции), на 2005-2008 годы "Анти - ВИЧ/СПИД"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" |
Основание для разработки Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)"; |
Руководитель Программы | - Министерство здравоохранения Республики Марий Эл |
Основной разработчик Программы | - Министерство здравоохранения Республики Марий Эл |
Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели | - реализация системы мер по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), недопущение ятрогенного и профессионального инфицирования ВИЧ при проведении медицинских манипуляций, снижение перинатального инфицирования ВИЧ, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности ВИЧ-инфицированных |
Основные задачи Программы | - создание системы информирования населения о доступных мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции; |
Сроки реализации Программы | - 2005-2008 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией; |
заболеваниями" (далее - ГУЗ "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями"); | |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 20327,4 тыс. рублей, в том числе: республиканский бюджет Республики Марий Эл - 20218,9 тыс. рублей; |
Система организации управления Программой и контроля за ее исполнением | - экспертные проверки хода реализации Программы осуществляются Министерством финансов Республики Марий Эл, Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл с основными исполнителями Программы в порядке, установленном для контроля за реализацией |
республиканских целевых программ; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - стабилизация эпидемиологической обстановки по ВИЧ-инфекции при показателе заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Республике Марий Эл около 5 на 100 тыс. населения; |
Республиканская целевая программа "Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", исходя из принципа преемственности по отношению к Закону Республики Марий Эл от 12 марта 2002 года N 8-3 "О республиканской целевой программе по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2004 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее - республиканская целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2004 годы).
Разработка Программы продиктована нарастанием числа случаев ВИЧ-инфекции в Республике Марий Эл, нанесением ущерба здоровью населения, отсутствием до настоящего времени эффективных средств ее профилактики, дорогостоящим лечением, тяжелыми социально-экономическими последствиями заболевания.
Реализация мероприятий республиканской целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2004 годы позволила значительно сократить темпы роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией, несмотря на рост общего числа случаев заражения. Эпидемия ВИЧ/СПИД осталась концентрированной в группах повышенного риска заражения, удалось не допустить ее выхода в общую популяцию населения и перехода в стадию генерализованной эпидемии.
На финансирование республиканской целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2004 годы было выделено 653,02 тыс. рублей (14 процентов от запланированного объема финансирования). На выделенные средства закуплены препараты для антиретровирусной терапии больных, оборудование для клинико-диагностической лаборатории ГУЗ "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями".
В рамках реализации республиканской целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2004 годы улучшена материально-техническая база ГУЗ "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", выделены площади под микробиологическую, паразитологическую лаборатории и ПЦР-лабораторию.
Программные мероприятия по разделу "Обеспечение безопасности донорской крови, иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей", направленные на организацию карантинизации донорской крови, не были обеспечены. Принятые лечебными учреждениями республики меры в рамках текущего финансирования позволили предупредить распространение инфекции при медицинских манипуляциях. В республике случаев инфицирования ВИЧ в лечебных учреждениях не зарегистрировано.
Самой острой на сегодняшний день задачей является обеспечение выполнения основных положений Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", касающихся бесплатности и доступности диагностики ВИЧ. Начиная с 2003 года Министерством здравоохранения Российской Федерации (в соответствии с новым Бюджетным кодексом Российской Федерации) прекращены федеральные закупки диагностических тест-систем на ВИЧ/СПИД, что привело к крайне напряженной ситуации с диагностикой заболевания. С III квартала 2002 года тест-системы на ВИЧ приобретаются преимущественно за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. В 2003 году республиканские затраты на тест-системы превысили федеральные в 2,6 раза.
Кроме того, за счет текущего финансирования лечебно- профилактических учреждений здравоохранения, средств от предпринимательской деятельности приобретались антиретровирусные препараты для проведения перинатальной и профессиональной профилактики ВИЧ-инфекции, лечения больных с вторичными проявлениями заболевания, проводились страхование медицинских работников ГУЗ "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, подготовка кадров по вопросам диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции на базе профильных академий последипломного образования. Изданы методические рекомендации по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинского персонала, буклеты по профилактике ВИЧ для школьников и молодежи.
В 2003-2004 годах в Республике Марий Эл работал социальный проект "Больше знаешь - дольше живешь", направленный на снижение числа лиц в группах риска по заражению ВИЧ-инфекцией.
Успешное выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД" на 2002-2004 годы и привлечение из внебюджетных источников дополнительных средств позволили обеспечить выполнение основных положений Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", касающихся бесплатности и доступности диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, информирования населения по проблеме ВИЧ/СПИД, а также социальной защиты ВИЧ-инфицированных и в первую очередь детей.
Анализ сложившейся в Республике Марий Эл ситуации, связанной с ВИЧ-инфекцией, свидетельствует о том, что проблема трансформировалась из медицинской в социальную, требующую комплексного подхода к ее решению. Это возможно осуществить только в рамках республиканской целевой программы, так как финансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета до настоящего времени не определено.
В условиях массового распространения ВИЧ-инфекции требуется: совершенствование системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции во взаимодействии со средствами массовой информации; организация карантинизации крови в донорской службе, улучшение материально-технического обеспечения лабораторной базы, осуществляющей диагностику ВИЧ; решение вопросов по открытию дневного стационара для оказания помощи ВИЧ-инфицированным, в том числе при переходе заболевания в стадию СПИДа; реабилитация инфицированных и социальная защита.
Реализация мероприятий будет способствовать предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории Республики Марий Эл среди различных групп населения и, как следствие, позволит добиться стабилизации эпидемиологической обстановки, сокращения затрат на их лечение и потерь трудоспособности.
Основной целью настоящей Программы является реализация системы мер по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), и стабилизация эпидемиологической обстановки.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание системы информирования населения о доступных мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции;
совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, противоэпидемических и профилактических мероприятий;
обеспечение инфекционной безопасности донорской крови и ее препаратов;
социальная защита детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями и оставшихся без попечения родителей;
организация современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в соответствии с современными стандартам;
снижение риска перинатальной передачи ВИЧ;
подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции.
Реализация указанных задач позволит в определенной степени ограничить возможные пути и факторы распространения ВИЧ-инфекции.
Система программных мероприятий направлена на решение задач, скоординированных во времени по ресурсам, исполнителям и средствам на всех стадиях исполнения Программы (приложение N 1).
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией регулируется Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения.
Создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции предусматривает разработку, издание и распространение санитарно-просветительных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции, адаптированных к различным группам населения, создание и трансляцию по республиканским каналам телевидения и радиовещания тематических передач по проблеме ВИЧ-инфекции, тиражирование и распространение видеоклипов и видеофильмов для трансляции по каналам местного телевидения, предоставление населению информации и консультаций на индивидуальной анонимной основе, разработку и обеспечение учебных заведений дифференцированными программами и пособиями по нравственному воспитанию подростков и молодежи, организацию и проведение кампаний для молодежи по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции, внедрение специальных профилактических программ для лиц с поведением высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией, использование других современных методов информации.
Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции предусматривает разработку и внедрение единой системы учета и отчетности, подготовку и распространение оперативной эпидемиологической информации, прогнозов и предложений по корректировке профилактических и противоэпидемических мероприятий в соответствии со складывающейся эпидемической ситуацией, организацию и проведение социологических исследований среди различных групп населения для последующего анализа и использования в работе по профилактике ВИЧ-инфекции, развитие добровольного тестирования и консультирования.
В целях безопасности донорской крови, органов и тканей, медицинских манипуляций Программой предусмотрено внедрение карантинизации донорской крови и ее препаратов в течение шести месяцев, внедрение в лечебно-профилактических учреждениях современных и эффективных методов дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария и оборудования, внедрение новых санитарно-эпидемиологических правил и технологий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов при заготовке и использовании крови и ее компонентов, приготовлении медицинских препаратов.
Для обеспечения современного уровня диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний Программой предусматривается закупка для лечебно-профилактических учреждений республики тест-систем для экспресс-диагностики этой инфекции в родильных, хирургических и реанимационных отделениях, организация исследований по определению вирусной нагрузки и иммунного статуса у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, закупка препаратов для проведения комбинированного лечения больных СПИДом.
Программой предусматривается проведение реконструкции помещения отдела лечебно-диагностической помощи и расширения иммунологической лаборатории ГУЗ "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", оснащение Центра оборудованием и расходными материалами, укрепление материально-технической базы лабораторий диагностики СПИДа.
Предусматриваются ряд мероприятий по подготовке кадров по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции, распространение информационно-методических материалов, организация конференций и семинаров по этим вопросам.
Программой предусматривается обеспечение страхования и социальной защиты работников здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Реализация настоящей Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и внебюджетных средств. Финансовые ресурсы будут направлены на целевое выполнение программных мероприятий.
Общий объем финансирования Программы составляет 20327,4 тыс. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 20218,9 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложениях N 2 и 3 к настоящей Программе.
Ежегодно объем финансирования программных мероприятий из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл подлежит уточнению с учетом уровня инфляции и возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Программные мероприятия будут осуществляться Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, Министерством образования Республики Марий Эл, Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Государственным комитетом Республики Марий Эл по профессиональному образованию, ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Марий Эл".
Закон Республики Марий Эл, утверждающий Программу, является основанием для финансирования мероприятий Программы. После принятия Программы государственный заказчик заключает с основными исполнителями Программы государственные контракты на ее выполнение с учетом объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
В срок до 1 июля текущего года государственный заказчик подает бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы, подлежащих реализации в очередном финансовом году, в Министерство финансов Республики Марий Эл, а копию бюджетной заявки с отметкой о регистрации в Министерстве финансов Республики Марий Эл -в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл.
На основании бюджетной заявки, представленной государственным заказчиком Программы с учетом мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл совместно с Министерством финансов Республики Марий Эл на основе прогнозируемых средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл формирует сводный перечень мероприятий Программы (до 1 августа текущего года), принимаемый к финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год, с указанием возможного объема финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году.
Объемы финансирования мероприятий Программы, подлежащие реализации в очередном финансовом году, рассматриваются в двухнедельный срок Межведомственной комиссией по инвестициям и реструктуризации экономики при Правительстве Республики Марий Эл.
На основании рекомендаций названной выше Комиссии принимается решение об объемах финансирования мероприятий Программы для включения в расходную часть проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по Программе ее государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для реализации мероприятий Программы в установленные сроки.
Если Программа не обеспечена источниками финансирования, принимается решение о приостановлении ее реализации.