Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

от 06 марта 2006 года N 9-З

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2006 - 2009 ГОДЫ

Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 28 февраля 2006 года

{Изменения и дополнения:
Закон Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 14-З;
Закон Республики Марий Эл от 29.04.2008 года N 16-З;
Закон Республики Марий Эл от 29.12.2008 года N 76-З}

Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу государственной поддержки и развития средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл на 2006 - 2009 годы.

Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы государственной поддержки и развития средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл на 2006 - 2009 годы начиная с 2006 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Марий Эл Л.Маркелов

УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Марий Эл от 06 марта 2006 года N 9-3

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КНИГОИЗДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2006 - 2009 ГОДЫ

ПАСПОРТ

республиканской целевой программы государственной поддержки и развития средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл на 2006-2009 годы

Наименование Программы

- республиканская целевая программа государственной поддержки и развития средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл на 2006-2009 годы

Основание для разработки Программы

- Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации";
Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов";
завершение срока действия республиканской целевой программы государственной поддержки и развития средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2001 г. N  147

Руководитель Программы

- Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Основной разработчик Программы

- Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Основные цели Программы, важнейшие целевые показатели

- создание эффективной системы массовых коммуникаций, развитие и совершенствование государственной информационной политики Республики Марий Эл, национального книгоиздания, государственных печатных средств массовой информации, республиканского телевидения и радиовещания

Основные задачи Программы

- реализация государственной поддержки и развитие материально-технической базы государственных печатных средств массовой информации, развитие республиканского телевизионного и радиовещания, обеспечение населения республики и марийской диаспоры в Российской Федерации социально значимой литературой для решения общенациональных задач в области образования, науки и культуры

Сроки реализации Программы

- 2006 - 2009 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- создание условий для успешной деятельности печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл;
создание республиканской инфраструктуры производства и распространения теле- и радиопродукции для организации современного республиканского радио и телевизионного вещания;
осуществление системного подхода к выпуску социально значимой литературы;
стимулирование профессиональной деятельности журналистских коллективов

Основной исполнитель Программы

- Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Объемы и источники финансирования Программы

-общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2006 - 2009 годов 280 056 тыс. рублей, в том числе средства: республиканского бюджета Республики Марий Эл 199 828 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 80 228 тыс. рублей (при условии их выделения).

Система организации контроля за выполнением Программы

- Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- Обеспечение бесперебойного функционирования единого информационного пространства Республики Марий Эл путем совершенствования системы государственного телевизионного и радиовещания;
поддержка и укрепление материально-технической базы печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл;
стабилизация и расширение выпуска социально значимой литературы, в том числе обеспечение населения Республики Марий Эл и марийской диаспоры в Российской Федерации произведениями марийских писателей и поэтов, газетами и журналами на марийском языке

{Паспорт в редакции:

Закона Республики Марий Эл от 07.03.2008 года N 14-З;

Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 года N 16-З;

Закона Республики Марий Эл от 29.12.2008 года N 76-З}

1. Содержание проблемы


Настоящая Программа разработана на основе анализа современного состояния проблем, связанных с функционированием единого информационного пространства, охватывающего как печатные, так и электронные средства массовой информации Республики Марий Эл, и обеспечением публичных и школьных библиотек республики, а также марийской диаспоры Российской Федерации учебной, справочной, научно-популярной и национальной литературой, подготовлена на основе анализа современного состояния редакций республиканских и районных средств массовой информации, их финансово-хозяйственной деятельности и материально-технической обеспеченности за последние три года.

В период действия республиканских целевых программ государственной поддержки и развития средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания Республики Марий Эл на 1997-2001 годы и 2002-2004 годы все редакции городских, районных и республиканских газет перешли на систему компьютерного набора и верстки непосредственно в редакциях. Это позволило улучшить качество оформления газет, снизить затраты на их издание, повысить качество полиграфического исполнения. Однако компьютерное оборудование, эксплуатируемое в редакциях, физически и морально устаревает, вырабатывает свой срок и требует обновления. На поддержание и совершенствование материально-технической базы редакций республиканских, районных и городских газет на период 2006-2009 годов потребуется 761 тыс. рублей.

Несмотря на то, что редакции периодических печатных средств массовой информации активно занимаются рекламно-коммерческой деятельностью, оказанием платных услуг населению, в настоящее время регулярный выпуск республиканских, районных и городских газет и журналов практически невозможен за счет собственных средств. Доля бюджетных средств в общей сумме затрат республиканских печатных средств массовой информации составляет в среднем 57 процентов.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 177-ФЗ "Об экономической поддержке районных (городских) газет" редакции получали субсидии на возмещение стоимости бумаги и типографских расходов и субвенции на обновление материально-технической базы.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 177-ФЗ признан утратившим силу.

Таким образом, муниципальные периодические издания лишились средств из федерального бюджета в целом в пределах 1200 тыс. рублей в год.

Настоящая Программа по сравнению с предыдущими имеет и другие особенности.

В ней предусматривается выделение средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл не только для поддержки печатных средств массовой информации, но и для электронных (телевизионного и радиовещания). Это связано с тем, что охват территории республики программами телевизионного и радиовещания характеризуется резким дисбалансом между сельской и городской местностями.

Федеральная политика в области телевизионного и звукового вещания направлена на резкое ограничение доступа региональных телевизионных и звуковых студий к вещанию на федеральных каналах.

С 1 января 2005 года объем звукового вещания филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Марий Эл" на "Радио России" был сокращен с 1100 часов до 360 часов в год, телевизионного вещания на втором федеральном канале соответственно с 750 до 572 часов. Вещание осуществляется исключительно в формате региональных вставок информационной программы "Вести".

В сложившихся условиях Правительство Республики Марий Эл разработало Концепцию развития системы государственного телевизионного и радиовещания в Республике Марий Эл, которая утверждена распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12 апреля 2005 г. N 134-р.

В рамках настоящей Программы на развитие республиканского телевизионного и радиовещания предусматривается выделение средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год -5000 тыс. рублей, а всего на последующие 3 года - 16864 тыс. рублей.

Следующая особенность Программы связана с книгоизданием. Развитие книгоиздательского дела в Республике Марий Эл осуществляется с учетом национальных традиций.

Издано книг и брошюр в Республике Марий Эл по учету сектора государственной библиографии Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна

Год

Книг и брошюр (до 48 с.)

В том числе на марийском языке

2000

277

43

2001

307

54

2002

287

35

2003

330

52

2004

385

52

Ведущим книгоиздательским центром в республике до середины 90-х годов прошлого века было Марийское книжное издательство, которое издавало более ста названий книг.

Начавшаяся в стране эпоха реформирования, переход к рыночной экономике отрицательно отразились на объемах выделяемых государством финансовых средств. Середина 90-х годов отмечена резким уменьшением выпуска учебников, учебно-методической литературы для школ, детских и художественных книг на национальном языке, справочников и краеведческой литературы, издаваемых за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

До 2000 года бюджетные средства на издание социально значимой литературы для населения республики и марийской диаспоры в Российской Федерации в значительной мере реализовывались через государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Марийское книжное издательство". В настоящее время эти средства распределяются по результатам открытого конкурса.

За последние пять лет Правительством Республики Марий Эл увеличено финансирование изданий социально значимой литературы. Так, если в 2000 году было выделено 420 тыс. рублей, то в 2005 году ~ 1466 тыс. рублей.

Выделение средств на издание социально значимой литературы из республиканского бюджета Республики Марий Эл

Год

Издано книг

Сумма (тыс. рублей)

2000

4

420

2001

7

570

2002

5

696

2003

9

1266

2004

12

1326

2005

12

1466

Однако эти изменения в финансировании книгоиздания недостаточно удовлетворяют потребности населения в обновленной литературе на родном языке.

Настоящей Программой предусмотрены мероприятия по проведению фестивалей прессы, конкурсов журналистов, тематических семинаров, совещаний в целях повышения квалификации специалистов редакций средств массовой информации, издательских предприятий.

2. Основные цели и задачи реализации Программы


Основными задачами реализации Программы являются:

поддержка и развитие государственных периодических печатных средств массовой информации;

развитие республиканского телевизионного и радиовещания;

государственная поддержка по выпуску социально значимой литературы (издание учебно-методической литературы, детских и художественных книг на национальных языках, справочной и краеведческой литературы).

Реализация указанных задач позволит достичь следующих целей:

улучшить обеспечение населения республики достоверной и полноценной информацией как через печатные, так и электронные средства массовой информации;

увеличить тиражи периодических печатных изданий;

увеличить количество тематических телевизионных и радиопрограмм на национальных языках;

улучшить обеспечение публичных и школьных библиотек республики и марийской диаспоры Российской Федерации социально значимой литературой.

Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных во времени, по ресурсам, исполнителям и средствам на всех стадиях решения проблемы государственной поддержки и развития средств массовой информации и книгоиздания в Республике Марий Эл (приложение N 1 к Программе).

Основными мероприятиями Программы являются:

осуществление государственной поддержки печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл;

развитие и совершенствование материально-технической базы печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл;

ежегодное проведение тематических семинаров, совещаний в целях повышения квалификации специалистов печатных средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Республики Марий Эл, органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления в Республике Марий Эл, конкурсов журналистов и фестивалей прессы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»