ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 21 февраля 2006 года N 3-ЗРХ
Об обращениях граждан в Республике Хакасия
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Республики Хакасия от 13 апреля 2007 года N 23-ЗРХ
____________________________________________________________________
Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
15 февраля 2006 года
Настоящий Закон направлен на защиту прав граждан обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Хакасия и органы местного самоуправления в Республике Хакасия, а также должностным лицам указанных органов.
1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления в Республике Хакасия и должностным лицам указанных органов (далее - органы и должностные лица).
2. Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленные настоящим Законом порядке и сроки, а также давать на них мотивированные ответы.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление или жалоба гражданина;
2) предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия и законодательством Республики Хакасия;
4) жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (или бездействием) органа или должностного лица либо юридического или физического лица прав, свобод или законных интересов, в том числе представлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия);
5) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение в виде резолюции, требования или другого обращения, принятое на собрании, митинге или ином публичном мероприятии и подписанное участниками этого публичного мероприятия или лицом, ответственным за организацию и проведение публичного мероприятия, по поручению (решению) его участников.
Законодательство Республики Хакасия об обращениях граждан основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Хакасия.
Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
1) обращений, которые связаны с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых устанавливается законодательством Российской Федерации;
2) обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами Российской Федерации;
3) обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Республики Хакасия.
1. Обращение гражданина (коллективное обращение), изложенное в письменной форме, должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым направляется обращение, изложение существа предложения, заявления или жалобы, фамилию, имя, отчество, адрес места жительства гражданина (лица, ответственного за организацию и проведение публичного мероприятия), дату и личную подпись.
2. Обращение гражданина, не содержащее его фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату и личную подпись, а также коллективное обращение, не содержащее фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату и личную подпись лица, ответственного за организацию и проведение публичного мероприятия, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
3. Не подлежит рассмотрению обращение гражданина (коллективное обращение), содержащее выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
4. Анонимное обращение гражданина (коллективное обращение), содержащее сведения о совершении преступления, направляется в правоохранительные органы.
1. Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с их компетенцией.
2. Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а на личном приеме разъясняют, в какой орган или к какому должностному лицу им следует обратиться.
1. Предложения и заявления в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопросов, поставленных в данных заявлениях и предложениях.
2. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы.
3. Обращения граждан, поступившие в средства массовой информации и направленные редакциями средств массовой информации в органы и должностным лицам, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с настоящим Законом.
1. Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящим Законом.
Срок рассмотрения обращений исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.
Регистрация обращений граждан осуществляется в день их поступления.
2. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сроки, установленные федеральным законодательством.
3. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен органом или должностным лицом с сообщением об этом гражданину, подавшему обращение.
1. При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
2. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, адресе места жительства.
1. Руководители органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, обеспечить необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений граждан.
2. В случае необходимости органы и должностные лица организуют прием граждан через специально образуемые ими структурные подразделения.
3. Руководители органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия, а в случае необходимости и иные должностные лица указанных органов обязаны проводить личный прием граждан в дни и часы, доведенные до сведения граждан.
4. Обращения граждан, изложенные в письменной или устной форме на личном приеме, а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в предложениях вопросов, обязаны рассмотреть и оценить предложения.
2. Предложения рассматриваются в срок до одного месяца. В случае если предложение требует более длительного изучения, срок рассмотрения предложения может быть продлен руководителем соответствующего органа или иным должностным лицом, но не более чем на шесть месяцев, с сообщением об этом гражданину, обратившемуся с предложением.
3. Граждане могут обращаться с предложениями по совершенствованию законодательства Республики Хакасия, муниципальных правовых актов ко всем субъектам правотворческой инициативы, определенным Конституцией Республики Хакасия, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.
4. Предложения по совершенствованию законодательства изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами и должностными лицами и могут учитываться при разработке проектов нормативных правовых актов или при составлении планов законопроектной работы.
5. О результатах рассмотрения предложения гражданину должно быть сообщено в письменной форме.
1. Орган и должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в заявлении вопросов, обязаны:
1) рассмотреть заявление по существу в установленные настоящим Законом сроки;
2) принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;
3) сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения заявления и принятом по нему решении;
4) в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа.
2. Заявления рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в орган или должностному лицу, обязанным разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней с момента регистрации. В случае если для рассмотрения заявления необходимы проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, срок рассмотрения заявления может быть продлен руководителем соответствующего органа или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему заявление.
3. О результатах рассмотрения заявления гражданину должно быть сообщено в письменной форме.
1. Лицо вправе обжаловать любые решения и действия (или бездействие) органов и должностных лиц, а также официальную информацию, послужившую основанием для принятия ими решений и совершения действий (или бездействия), в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд.
2. Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрение лицам, на действия которых подана жалоба.
3. Жалобы рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в орган или должностному лицу, обязанным разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней с момента регистрации. В случае если для рассмотрения жалобы необходимы проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, срок рассмотрения заявления может быть продлен руководителем соответствующего органа или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу.
4. О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме.
1. Коллективные обращения граждан рассматриваются в соответствии с положениями настоящего Закона, регулирующими порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.
2. Коллективные обращения граждан, принятые в виде резолюций и требований на публичных мероприятиях, рассматриваются в порядке, установленном настоящим Законом для рассмотрения заявлений граждан.
Нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Хакасия
А.И.Лебедь
г.Абакан
21 февраля 2006 года
N 3-ЗРХ
Текст документа сверен по:
Вестник Хакасии, N 10,
03.03.2006