ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 1 ноября 2002 года N 291-ЗАО
О внесении изменений и дополнений в Устав Агинского Бурятского автономного округа
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2009 года на основании
Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года N 125-ЗЗК
____________________________________________________________________
Принят
окружной Думой
31 октября 2002 года
Внести изменения и дополнения в Устав Агинского Бурятского автономного округа от 23 ноября 1994 года N 8 (с внесенными изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1999 года, а также от 11 октября 1999 года N 107-ЗАО, от 4 июля 2000 года N 146-ЗАО, от 24 октября 2000 года N 155-ЗАО, от 24 октября 2000 года N 156-ЗАО, от 28 апреля 2001 года N 170-ЗАО, от 28 апреля 2001 года N 179-ЗАО, от 6 июля 2001 года N 202-ЗАО, от 17 сентября 2001 года, N 209-ЗАО ("Агинская правда" от 06, 08, 12 декабря 1994 года, N 137 от 16 ноября 1999 года, N 85 от 11 июля 2000 года, N 132 от 28 октября 2000 года, N 133 от 31 октября 2000 года, N 51-52 от 8 мая 2001 года, N 57 от 22 мая 2001 года, N 79-80 от 10 июля 2001 года, N 114 от 25 сентября 2001 года), изложив в следующей редакции:
"УСТАВ
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Устав Агинского Бурятского автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает правовые основы и полномочия Агинского Бурятского автономного округа.
Устав Агинского Бурятского автономного округа не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Устав Агинского Бурятского автономного округа является Основным Законом Агинского Бурятского автономного округа, имеет прямое действие и применяется на всей территории Агинского Бурятского автономного округа.
Законы Агинского Бурятского автономного округа и иные нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, принимаемые в Агинском Бурятском автономном округе, не могут противоречить настоящему Уставу.
1. Агинский Бурятский автономный округ (далее - округ) является равноправным субъектом Российской Федерации.
2. Статус округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и округа в соответствии с федеральным конституционным законом на основе волеизъявления жителей, выраженного на окружном референдуме.
3. Округ имеет символику: герб и флаг, утверждаемые законом округа.
4. Административным центром округа является поселок Агинское. Статус административного центра округа устанавливается законом округа.
5. Округ входит в состав Читинской области. Взаимоотношения между округом и Читинской областью строятся на основе равноправия и сотрудничества, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также договорами между органами государственной власти округа и органами государственной власти Читинской области.
Правовой статус округа реализуется на принципах:
а) ответственности за сохранение исторически сложившегося единства народов России и государственной целостности Российской Федерации;
б) самостоятельности осуществления государственной власти на территории округа в пределах своих полномочий;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина, сочетания общечеловеческих и национальных ценностей;
г) равенства всех граждан перед законом;
д) обеспечения развития демократии;
е) соблюдения законности.
1. Единственным источником власти в округе является проживающий на его территории многонациональный народ - граждане Российской Федерации. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Свободные выборы и референдум являются высшим выражением власти народа.
1. Государственная власть в округе осуществляется в соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Органами государственной власти в округе являются:
а) Агинская Бурятская окружная Дума;
б) администрация округа во главе с Главой администрации округа.
3. Система органов судебной государственной власти, действующих в округе, устанавливается Российской Федерацией.
1. В округе признается и гарантируется право населения на местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
1. Территория округа является частью единой территории Российской Федерации и определяется в границах на момент подписания Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Читинской области и органами государственной власти округа.
2. Территория округа не может быть изменена без согласия населения округа.
3. Статус и состав административно-территориальных единиц и населенных пунктов округа устанавливаются законом округа.
1. В округе гарантируются:
а) защита прав и свобод человека и гражданина, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, образования, вероисповедания, политических убеждений, рода занятий, места жительства;
б) свобода деятельности общественных объединений как основа демократической организации общества;
в) политическое, идеологическое многообразие и многопартийность;
г) равенство всех перед законом.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления округа.
1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти округа, органы местного самоуправления, должностным лицам.
2. О результатах рассмотрения обращений граждане официально извещаются в срок, установленный законом округа.
3. Порядок обращения граждан регулируется законом округа.
1. В округе гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права, граждан и права на участие в референдуме.
2. Гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме.
4. Не имеют права избирать, быть избранным, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Порядок назначения, проведения и определения результатов выборов и референдума устанавливается законом округа.
Органы государственной власти округа вправе оказывать содействие в удовлетворении культурных и иных запросов лиц, этнически связанных с населением округа и проживающих за его пределами, и в этих целях могут заключать договоры и соглашения с субъектами Российской Федерации, а также с организациями и учреждениями иностранных государств.
Органы государственной власти округа создают равные условия для сохранения и развития языков народов, проживающих на территории округа в соответствии с федеральным законодательством.
1. Предметы ведения округа определяются исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами по разграничению предметов ведения и полномочий.
Предметы совместного ведения Российской Федерации и округа определяются Конституцией Российской Федерации.
2. Полномочия округа определяются исходя из разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, и включают:
а) полномочия округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа;
б) полномочия округа по предметам ведения округа.
1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации округ обладает всей полнотой государственной власти на территории округа.
2. В ведении округа находятся:
а) принятие и изменение Устава округа, законов и иных нормативных правовых актов округа, контроль за их соблюдением и исполнением;
б) определение административно-территориального устройства округа;
в) установление системы органов государственной власти округа, порядка их организаций и деятельности на основании общих принципов организации системы органов государственной власти, формирование органов государственной власти;
г) законодательное регулирование местного самоуправления на общих принципах организации местного самоуправления;
д) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью округа;
е) определение направлений социально-экономического развития округа, утверждение и выполнение программ социально-экономического развития, утверждение и выполнение окружных целевых программ округа;
ж) установление наград округа;
з) осуществление международных и внешнеэкономических связей округа;
и) иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и округа.
1. Собственность округа является формой государственной собственности в Российской Федерации. Органам государственной власти округа принадлежат полномочия собственника на объекты, переданные в ведение округа в результате разграничения государственной собственности между Российской Федерацией, Читинской областью и округом.