к закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевого
комплекса Магаданской области"
на 2006-2010 годы"
от __________________N _______
Магадан 2006
{Изменен: Законом Магаданской области от 16.11.2009 N 1197-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 25.12.2009 N 1206-ОЗ}
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие минерально-сырьевого комплекса Магаданской области" на 2006-2010 годы |
Основание для разработки Программы | - Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" |
Государственный заказчик Программы | - администрация Магаданской области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы | - департамент природных ресурсов администрации Магаданской области |
Исполнители Программы | - департамент природных ресурсов администрации Магаданской области; научно-исследовательские институты (по конкурсу); предприятия горно-геологического профиля различной формы собственности (по конкурсу); филиал "Центр лабораторного анализа и технических измерений Министерства природных ресурсов России по Магаданской области" (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | - информационное обеспечение деятельности минерально-сырьевого комплекса; разработка современных технологий добычи и использования полезных ископаемых; систематизация сведений и оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых; профессиональная ориентация молодежи области; государственный мониторинг геологической среды территории Магаданской области; привлечение инвестиций для освоения минеральных ресурсов; поддержка народных художественных промыслов |
Сроки реализации Программы | - 2006-2010 годы |
Объемы и источник финансирования Программы (в редакции Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800390.doc ); (в редакции Закона Магаданской области от 16.11.2009 N 1197-ОЗ ) (в ред. Закона Магаданской области от 25.12.2009 N 1206-ОЗ ) | - всего по Программе – 116920,43 тысячи рублей из средств областного бюджета (в ред. Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200900227.doc ) (в редакции Закона Магаданской области от 16.11.2009 N 1197-ОЗ ) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - повышение эффективности управления минерально-сырьевым комплексом области; увеличение уровня добычи россыпного золота; вовлечение в промышленное освоение месторождений новых видов полезных ископаемых; привлечение в горно-геологическую отрасль молодые кадры; уменьшение вредного воздействия горнорудных объектов на окружающую среду; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней |
Контроль за реализацией Программы (в редакции Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800390.doc ) | - контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством. |
1. Краткая характеристика состояния минерально-сырьевого комплекса Магаданской области и обоснование необходимости решения проблемы развития минерально-сырьевого комплекса программными методами
Минерально-сырьевой комплекс составляет основу экономики Магаданской области, дает более 60 процентов валового внутреннего продукта области и, в обозримой перспективе, будет продолжать играть ключевую роль в экономике территории.
Магаданская область является одним из крупнейших регионов России по потенциальным ресурсам минерального сырья. Общая оценка минеральных ресурсов территории области и прилегающего шельфа Охотского моря составляет 1,7 триллионов долларов США, что составляет более 6 процентов общероссийского минерально-сырьевого богатства.
В настоящее время востребованы традиционные для области полезные ископаемые: золото (рудное и россыпное), серебро, для потребления внутри области - уголь, некоторые строительные материалы, поверхностные и подземные воды, а также минеральные воды и лечебные грязи. Значительное развитие экономика области может получить при выявлении месторождений нефти и газа, а также с вовлечением в разработку с целью комплексной переработки месторождений бурых углей.
Значителен потенциал области и на другие полезные ископаемые, такие как: медь, молибден, олово, вольфрам, свинец, цинк, железо, редкие металлы (тантал, ниобий). Имеются крупные разведанные запасы неметаллических полезных ископаемых (цементное сырье, цеолиты, вулканический пепел, облицовочный камень и другие строительные материалы), из которых в настоящее время осваиваются только месторождения вулканического пепла и песчано-гравийных смесей.
Несмотря на высокий прогнозный потенциал, использование минеральных ресурсов области в последние десятилетия осуществлялось низкими темпами в связи с формированием новых экономических условий в рыночных отношениях. В период с 1992 по 1998 годы произошел спад добычи золота, серебра и угля, полностью прекращена добыча олова.
С улучшением социально-экономической ситуации в стране в Магаданской области с 1998 года наблюдается рост добычи золота, а с 2001 года - серебра. Добыча угля стабилизировалась на уровне 500-550 тысяч тонн в год.
Эффективное управление использованием минеральных ресурсов территории в современных условиях невозможно без соответствующей информационной поддержки. Геолого-геофизическая информация о недрах Магаданской области, накопленная за многолетнюю историю освоения природных богатств, рассредоточена по различным организациям, в разное время работавшим на территории области. Своевременное обеспечение управленческих структур полной и достоверной информацией является необходимым условием повышения эффективности управления минерально-сырьевым комплексом области.
В связи с интенсивной отработкой месторождений россыпного золота в прошлые годы минерально-сырьевая база россыпного золота оказалась наиболее истощенной. К настоящему времени 91,2 процента разведанных запасов россыпного золота отработаны. Остались не вовлеченными в освоение россыпи с преобладанием мелкого золота (менее 0,25 мм), в том числе техногенные, ресурсный потенциал которых значителен. Прогнозные ресурсы золота в техногенных россыпях составляют, по разным оценкам, от 400 до 700 тонн золота.
Предприятия, добывающие золото из россыпей, имеют предельно изношенную технику и морально устаревшее обогатительное оборудование с низким извлечением тонкого и мелкого золота. Для увеличения уровня добычи россыпного золота (до 15 тонн в год) необходимо переоснащение горнодобывающих предприятий новым технологическим оборудованием. С этой целью планируется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению извлечения мелкого золота.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для того чтобы эффективно использовать ресурсный потенциал территории Магаданской области и вовлекать в освоение месторождения новых видов минерального сырья, необходимо систематизировать информацию о недрах, произвести оценку прогнозных ресурсов и определить перечень полезных ископаемых экономически выгодных для использования.
В настоящее время предприятия минерально-сырьевого комплекса Магаданской области испытывают нехватку специалистов горно-геологического профиля. С целью привлечения молодежи к освоению профессий горно-геологического профиля необходимо усилить профессиональную ориентацию школьников Магаданской области.
Основное воздействие на окружающую среду оказывают горнодобывающие предприятия. С целью снижений негативного воздействия на окружающую среду горных предприятий необходимо проводить систематический контроль за производственной деятельностью этих предприятий.
С целью развития народных художественных промыслов планируется финансовая поддержка малых предприятий, занимающихся производством продукции на основе минеральных ресурсов: поделки из полудрагоценных камней (агаты, халцедоны и другие), резьба по кости (бивень мамонта) и ювелирных изделий.