Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 11 марта 2003 года N 204 ВХ-I

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Тыва от 01.07.2015 N 101-ЗРТ.
____________________________________________________________________

Изменения:

Закон Республики Тыва от 03.06.2004 г N 778 ВХ-1

Закон Республики Тыва от 26.11.2004 г N 893 ВХ-1

Закон Республики Тыва от 21.05.2008 г N 754 ВХ-II

Принят Законодательной палатой 30 января 2003 года

Одобрен Палатой представителей 26 февраля 2003 года

Настоящий Закон определяет формы участия граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Тыва (далее - граждане), в охране общественного порядка и гарантии их правовой и социальной защиты. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, регулируемые федеральным законодательством.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Тыва, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва, нормативные правовые акты муниципальных образований.

Глава II. Формы участия граждан в охране общественного порядка

Статья 3. Участие граждан в охране общественного порядка


Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Статья 4. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка


1. Формы индивидуального участия граждан в охране общественного порядка:

а) пропаганда правовых знаний;

б) содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

в) деятельность по профилактике и предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) участие в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

д) иное участие в охране общественного порядка, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

2. Формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка может быть внештатное сотрудничество с правоохранительными органами - добровольное участие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате (далее - внештатные сотрудники правоохранительных органов) и действующих под руководством должностных лиц правоохранительных органов.

На внештатных сотрудников правоохранительных органов распространяются положения, предусмотренные статьями 12-17 настоящего Закона.

Статья 5. Общественные пункты охраны порядка


Общественные пункты охраны порядка создаются решением органов местного самоуправления в целях объединения и координации работы по охране общественного порядка, осуществляемой органами внутренних дел и иными государственными органами, территориальными органами общественного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами в формах, предусмотренных настоящим Законом.

Граждане могут объединяться при общественном пункте охраны порядка для защиты своей жизни, достоинства и собственности, обеспечения безопасности жилища в пределах определенной соответствующим органом местного самоуправления территории по месту жительства или нахождения их собственности.

Общественный пункт охраны порядка осуществляет свою деятельность на определенной органом местного самоуправления территории.

Порядок создания и деятельность общественных пунктов охраны порядка регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 6. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка


1. Организационные формы коллективного участия граждан в охране общественного порядка:

а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам;

б) народные дружины.

2. Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи правоохранительным органам, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

3. Народные дружины представляют собой добровольные объединения граждан, создаваемые для участия в охране общественного порядка на соответствующей территории совместно с правоохранительными органами.

На деятельность народных дружин не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка


Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях.

Глава III. Народные дружины

Статья 8. Создание народных дружин


1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления на основании заявления граждан, объединяющихся для участия в охране общественного порядка, и действуют как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами Республики Тыва, а также положением о народных дружинах.

2. Положение о народных дружинах утверждает Правительство Республики Тыва.

Указанное положение определяет:

а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;

б) структуру народной дружины и порядок ее формирования;

в) обязанности граждан, принимающих участие в деятельности народной дружины (далее - народные дружинники);

г) порядок взаимодействия народной дружины с правоохранительными органами;

д) условия и порядок приема в народную дружину и отчисления из нее;

е) образцы удостоверений и внешние атрибуты народного дружинника.

3. Правоохранительные органы организуют правовую подготовку народных дружинников, а также привитие у них практических навыков и умений по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.

4. Не допускается создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий в народных дружинах.

(изм. Закон РТ от 26.11.2004 г N 893 ВХ-1)

Статья 9, Руководство деятельностью народных дружин


1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.

2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы народных дружин.

Статья 10. Порядок образования и состав штаба народной дружины


1. Штаб народной дружины образуется по решению исполнительного органа местного самоуправления.

2. В состав штаба могут входить должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, представители трудовых коллективов, находящихся на соответствующей территории.

3. Численный состав штаба устанавливается с учетом криминогенной обстановки и местных условий.

4. В своей деятельности штаб народной дружины руководствуется настоящим Законом и положением о народных дружинах.

Статья 11. Порядок приема в народную дружину и отчисления из нее


1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляется по решению штаба народной дружины.

3. В народную дружину не рекомендуется принимать граждан:

а) имеющих неснятую или непогашенную судимость;

б) состоящих на учете в лечебно - профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма.

4. Решение штаба народной дружины об отчислении из народной дружины может быть принято в следующих случаях:

а) на основании личного заявления народного дружинника;

б) при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 3 настоящей статьи;

в) в связи с систематическим невыполнением народным дружинником требований положения о народных дружинах;

г) в случае совершения противоправных действий, в том числе неправомерного применения народным дружинником физической силы.

(изм. Закон РТ от 26.11.2004 г N 893 ВХ-1)

Статья 12. Финансирование и материально - техническое обеспечение народных дружин


1. Источники и порядок финансирования народных дружин определяются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Финансирование народных дружин может также осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, граждан, и иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

2. Органами местного самоуправления народным дружинам предоставляются служебные помещения, оборудованные мебелью, инвентарем, средствами связи.

3. Правительством Республики Тыва устанавливаются единые образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников правоохранительных органов. (доп. Законом Республики Тыва от 21.05.2008 г N 754 ВХ-II)

Статья 13. Деятельность народных дружин


1. Народные дружины могут участвовать в:

а) обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц, охране общественного порядка;

б) мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

в) проведении неотложных аварийно - спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

г) обеспечении охраны природных ресурсов и окружающей среды;

д) содействии правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

е) предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. В соответствии с настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Республики Тыва, а также нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования по решению уполномоченных должностных лиц народные дружины могут участвовать в осуществлении охраны общественного порядка в иных случаях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»