Коренные малочисленные народы Севера и Сибири (далее - народы Севера) являются наиболее уязвимой категорией населения края. Главным образом это связано с депрессивным состоянием экономики и социальной сферы районов проживания, а также специфическими факторами, вызванными экстремальными природно-климатическими и географическими условиями. Интенсивное промышленное освоение Севера и принудительный перевод народов Севера на оседлый образ жизни обернулись изменением привычного образа жизни, культуры, обычаев, разрушением традиционных отраслей и промыслов, обнищанием значительной части народов Севера, уничтожением естественной природно-биологической среды.
Искусственное втягивание народов Севера в чуждый образ жизни в корне подорвало основы, необходимые для полноценного экономического и социального развития, разрушило традиционный уклад и привычную социально-бытовую среду. Народы Севера практически утратили внутренние резервы, собственный потенциал, определяющий способность к саморазвитию. Такая ситуация характерна для большинства регионов Российской Федерации, где проживают представители народов Севера, что отмечается, в частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года".
В Красноярском крае, по данным статистики, проживают представители четырех народов Севера общей численностью 3073 человека. Из них 1817 человек проживают на территории пяти муниципальных образований: в Туруханском, Енисейском, Северо-Енисейском, Тюхтетском районах, городе Игарке. По данным органов местного самоуправления и межрегиональной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Эвенкии" (далее - Ассоциация), поддерживают традиционный образ жизни и ведут традиционное природопользование 342 представителя народов Севера, из них: 289 человек - охотники и рыбаки, 53 человека - оленеводы, постоянно занимающиеся традиционными видами деятельности. В то же время традиционные отрасли хозяйствования находятся в глубоком кризисе. Упадок, который переживают оленеводство, охотничий промысел и рыболовство, являющиеся не столько важными экономическими факторами, сколько основополагающими этно- и культурообразующими основами жизнедеятельности народов Севера, приводит к потере народами Севера национального самосознания. Это в равной степени характерно для всех мест компактного проживания народов Севера на территории края.
За период с 2000 по 2005 год в рамках краевых целевых программ поддержки народов Севера созданы определенные предпосылки для стабилизации социально-экономического положения народов Севера. Приобретены материальные средства длительного пользования: маломерное судно, лодочные моторы, лодки, бензопилы, радиостанции, орудия охотпромысла, палатки, спальники, что позволило оснастить орудиями труда представителей народов Севера. Приобретение в рамках указанных программ печей, генераторов, сукна, брезента, швейных машин, бисера для оленеводов привело к улучшению их жилищных условий, облегчению и улучшению качества труда чумработниц и, как следствие, создало предпосылки для развития художественных промыслов народов Севера и улучшения материального состояния семей. Ввиду этого необходимо продолжать практику материально-технической поддержки представителей народов Севера, ведущих традиционное хозяйство.
Абзац исключен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755
В целях обучения и формирования базы национальных кадров необходимо продолжить практику предоставления народам Севера возможности получения профессионально-технического и высшего образования. За период с 2000 по 2005 год в рамках краевых целевых программ поддержки народов Севера в средних специальных и высших учебных заведениях обучались соответственно 55 и 36 представителей народов Севера. При этом число отчисленных за год обучения из средних специальных учебных заведений по состоянию на 2005 год по сравнению с 2000 годом уменьшилось в 3 раза, а из высших учебных заведений - в 2,5 раза; количество успешно окончивших средние специальные учебные заведения в год увеличилось в 2,5 раза, а количество окончивших высшие учебные заведения осталось на прежнем уровне (2 человека в год).
По-прежнему важной проблемой остается низкий уровень обеспеченности народов Севера медицинскими товарами и услугами. Ввиду этого необходимо продолжить практику медицинского обслуживания представителей народов Севера выездными бригадами непосредственно в местах их проживания (в 2005 году оказана стоматологическая помощь жителям поселков Келлог и Фарково Туруханского района), дополнив ее обеспечением населения необходимыми медикаментами.
Решение проблем экономического и социального развития народов Севера в условиях рыночных отношений может быть обеспечено при целенаправленной государственной протекционистской политике, направленной на удовлетворение первоочередных нужд данной целевой группы и в то же время на создание предпосылок для последующего государственного регулирования в этой сфере на более постоянной и последовательной основе. В этой ситуации программно-целевой метод имеет преимущества, так как, во-первых, позволяет дифференцированно подходить к находящимся в разном положении субъектам традиционного хозяйствования и, во-вторых, способствует накоплению опыта и формированию системного подхода в данной сфере, что необходимо для последующего долгосрочного нормативного регулирования. Данный метод позволяет адресно, интенсивно и в короткий срок осуществить необходимые на данный момент социальные изменения.
Реализация мероприятий программы, обеспечив поддержку представителей народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, их духовное и национально-культурное развитие, а также организовав предоставление народам Севера необходимых услуг, создаст условия для стабилизации уровня и качества жизни народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, а также сохранения и укрепления их национального самосознания.