ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 29 ноября 2005 года N 16-4096

О краевой целевой программе "Народы Севера" на 2006 год

(с изменениями на 13 июня 2006 года)

     __________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755
     ("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" №21(114), 13.06.06
     __________________________________________


Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Народы Севера" на 2006 год согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин


Приложение
к Закону края
от 29 ноября 2005 года N 16-4096


Паспорт краевой целевой программы "Народы Севера" на 2006 год


Наименование программы

краевая целевая программа "Народы Севера"

Основание для разработки программы

распоряжение Совета администрации края от 23.05.05 N 548-р о примерном перечне краевых целевых программ, предлагаемых для разработки на 2006 год;

Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ;

Закон края "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" от 1 июля 2003 года N 7-1215

Государственный заказчик программы

агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края

Исполнители мероприятий программы

агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края;

органы местного самоуправления Красноярского края (по согласованию)

Разработчик программы

комитет администрации Красноярского края по делам национальностей, религий и общественных объединений

Главный распорядитель бюджетных средств

агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края

Цели программы

реализация государственной политики в области обеспечения прав на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера; поддержка традиционных отраслей хозяйствования народов Севера

Задачи программы

поддержка духовного и национально-культурного развития народов Севера;

поддержка представителей народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования;

развитие материально-технической базы хозяйствующих субъектов народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования;

содействие получению представителями народов Севера образования в средних специальных и высших учебных заведениях Российской Федерации;

обеспечение доступности медицинского обслуживания для представителей народов Севера;

пункт исключен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755;

поддержка инициативы и самоорганизации народов Севера

Срок реализации программы

2006 год

Объемы и источники финансирования программы

6800,0 тыс. рублей, краевой бюджет

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

улучшение условий труда и быта представителей народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования (289 охотников и рыбаков и 17 семей оленеводов);

предоставление возможности получения представителями народов Севера образования в средних специальных (48 человек) и высших (19 человек) учебных заведениях Российской Федерации;

обеспеченность представителей народов Севера необходимыми медицинскими товарами (аптечные комплекты) и услугами выездных бригад;
пункт в редакции, введенной в действие с 13 июня 2006 года  Законом Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755;

пункт исключен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755;

реализация национально-культурных потребностей народов Севера, в том числе путем издания соответствующей литературы и деятельности институтов самоуправления народов Севера;

приобретение пилорамы для Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа Севера чулымцы «Чулым» муниципального образования  Тюхтетский район

пункт дополнительно введен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755;

Контроль за исполнением программы

агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Коренные малочисленные народы Севера и Сибири (далее - народы Севера) являются наиболее уязвимой категорией населения края. Главным образом это связано с депрессивным состоянием экономики и социальной сферы районов проживания, а также специфическими факторами, вызванными экстремальными природно-климатическими и географическими условиями. Интенсивное промышленное освоение Севера и принудительный перевод народов Севера на оседлый образ жизни обернулись изменением привычного образа жизни, культуры, обычаев, разрушением традиционных отраслей и промыслов, обнищанием значительной части народов Севера, уничтожением естественной природно-биологической среды.

Искусственное втягивание народов Севера в чуждый образ жизни в корне подорвало основы, необходимые для полноценного экономического и социального развития, разрушило традиционный уклад и привычную социально-бытовую среду. Народы Севера практически утратили внутренние резервы, собственный потенциал, определяющий способность к саморазвитию. Такая ситуация характерна для большинства регионов Российской Федерации, где проживают представители народов Севера, что отмечается, в частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года".

В Красноярском крае, по данным статистики, проживают представители четырех народов Севера общей численностью 3073 человека. Из них 1817 человек проживают на территории пяти муниципальных образований: в Туруханском, Енисейском, Северо-Енисейском, Тюхтетском районах, городе Игарке. По данным органов местного самоуправления и межрегиональной общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Эвенкии" (далее - Ассоциация), поддерживают традиционный образ жизни и ведут традиционное природопользование 342 представителя народов Севера, из них: 289 человек - охотники и рыбаки, 53 человека - оленеводы, постоянно занимающиеся традиционными видами деятельности. В то же время традиционные отрасли хозяйствования находятся в глубоком кризисе. Упадок, который переживают оленеводство, охотничий промысел и рыболовство, являющиеся не столько важными экономическими факторами, сколько основополагающими этно- и культурообразующими основами жизнедеятельности народов Севера, приводит к потере народами Севера национального самосознания. Это в равной степени характерно для всех мест компактного проживания народов Севера на территории края.

За период с 2000 по 2005 год в рамках краевых целевых программ поддержки народов Севера созданы определенные предпосылки для стабилизации социально-экономического положения народов Севера. Приобретены материальные средства длительного пользования: маломерное судно, лодочные моторы, лодки, бензопилы, радиостанции, орудия охотпромысла, палатки, спальники, что позволило оснастить орудиями труда представителей народов Севера. Приобретение в рамках указанных программ печей, генераторов, сукна, брезента, швейных машин, бисера для оленеводов привело к улучшению их жилищных условий, облегчению и улучшению качества труда чумработниц и, как следствие, создало предпосылки для развития художественных промыслов народов Севера и улучшения материального состояния семей. Ввиду этого необходимо продолжать практику материально-технической поддержки представителей народов Севера, ведущих традиционное хозяйство.

Абзац исключен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755


В целях обучения и формирования базы национальных кадров необходимо продолжить практику предоставления народам Севера возможности получения профессионально-технического и высшего образования. За период с 2000 по 2005 год в рамках краевых целевых программ поддержки народов Севера в средних специальных и высших учебных заведениях обучались соответственно 55 и 36 представителей народов Севера. При этом число отчисленных за год обучения из средних специальных учебных заведений по состоянию на 2005 год по сравнению с 2000 годом уменьшилось в 3 раза, а из высших учебных заведений - в 2,5 раза; количество успешно окончивших средние специальные учебные заведения в год увеличилось в 2,5 раза, а количество окончивших высшие учебные заведения осталось на прежнем уровне (2 человека в год).

По-прежнему важной проблемой остается низкий уровень обеспеченности народов Севера медицинскими товарами и услугами. Ввиду этого необходимо продолжить практику медицинского обслуживания представителей народов Севера выездными бригадами непосредственно в местах их проживания (в 2005 году оказана стоматологическая помощь жителям поселков Келлог и Фарково Туруханского района), дополнив ее обеспечением населения необходимыми медикаментами.

Решение проблем экономического и социального развития народов Севера в условиях рыночных отношений может быть обеспечено при целенаправленной государственной протекционистской политике, направленной на удовлетворение первоочередных нужд данной целевой группы и в то же время на создание предпосылок для последующего государственного регулирования в этой сфере на более постоянной и последовательной основе. В этой ситуации программно-целевой метод имеет преимущества, так как, во-первых, позволяет дифференцированно подходить к находящимся в разном положении субъектам традиционного хозяйствования и, во-вторых, способствует накоплению опыта и формированию системного подхода в данной сфере, что необходимо для последующего долгосрочного нормативного регулирования. Данный метод позволяет адресно, интенсивно и в короткий срок осуществить необходимые на данный момент социальные изменения.

Реализация мероприятий программы, обеспечив поддержку представителей народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, их духовное и национально-культурное развитие, а также организовав предоставление народам Севера необходимых услуг, создаст условия для стабилизации уровня и качества жизни народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, а также сохранения и укрепления их национального самосознания.

2. Основные цели, задачи и сроки выполнения Программы


Основные цели краевой целевой программы "Народы Севера" на 2006 год (далее - программа):

реализация государственной политики в области обеспечения прав на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера;

поддержка традиционных отраслей хозяйствования народов Севера.

Основные задачи программы:

поддержка духовного и национально-культурного развития народов Севера;

поддержка представителей народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования;

развитие материально-технической базы хозяйствующих субъектов народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйствования;

содействие получению представителями народов Севера образования в средних специальных и высших учебных заведениях Российской Федерации;

обеспечение доступности медицинского обслуживания для представителей народов Севера;

пункт исключен с 13 июня 2006 года - Закон Красноярского края от 23 мая 2006 года N 18-4755;


поддержка инициативы и самоорганизации народов Севера.

Программа реализуется в течение 2006 года.

3. Механизм реализации Программы



3. Механизм реализации программы


Агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края (далее - агентство) осуществляет реализацию мероприятий программы в следующем порядке.

Агентство определяет получателей денежных и товарно-материальных средств, а также услуг в рамках реализации мероприятий программы и готовит соответствующие реестры получателей на основании обобщения поданных представителями народов Севера заявок. Получателями являются представители народов Севера Красноярского края, проживающие в следующих муниципальных образованиях: Туруханском, Енисейском, Северо-Енисейском и Тюхтетском районах, городе Игарке (Светлогорске), их объединения, наиболее нуждающиеся в соответствующих средствах и услугах.

Агентство в установленном законодательством порядке заключает договоры с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг  в целях выполнения программы и предоставляет данные ценности и услуги получателям.

Реализация подпунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5 мероприятий программы осуществляется на основании Порядка предоставления денежных и товарно-материальных ценностей лицам, ведущим традиционный образ жизни (приложение 1 к разделу 3 «Механизм реализации программы»).

Реализация подпункта 1.2.2 мероприятий программы осуществляется в следующем порядке: агентство приобретает оборудование и безвозмездно передает его в собственность Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа Севера чулымцы «Чулым» муниципального образования Тюхтетский район.

Реализация пункта 2 мероприятий программы осуществляется на основании Положения о предоставлении компенсационных выплат студентам  (приложение 2 к разделу 3 «Механизм реализации программы»).

В целях реализации пункта 5 мероприятий программы агентство заключает авторский договор с Галиной Харлампьевной Николаевой. Тираж книги передается агентством, расположенным на территории Красноярского края школам и библиотекам, а также автору в количестве, установленном авторским договором.

Агентство несет ответственность за соблюдение установленных сроков  и целевое использование средств, направляемых на реализацию программы, в соответствии с действующим законодательством.

Агентство на основании рекомендаций агентства государственного заказа и департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края осуществляет контроль за ценами на товары, работы, услуги.

Агентство распределяет средства на реализацию мероприятий программы по территориям края исходя из численности представителей народов Севера, проживающих на конкретной территории, принимая во внимание текущие и долговременные потребности представителей народов Севера.»;

Приложение  1
к разделу 3 «Механизм реализации программы»


Порядок предоставления денежных и товарно-материальных ценностей лицам, ведущим традиционный образ жизни

1. Общие положения


1.1. Настоящий Порядок устанавливает механизм реализации подпунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5 мероприятий краевой целевой программы «Народы Севера» на 2006 год (далее - программа).

1.2. В соответствии с настоящим Порядком представителям коренных малочисленных народов, ведущим традиционный образ жизни, предоставляются следующие виды государственной поддержки (далее - государственная поддержка):

- социальные пособия оленеводам (подпункт 1.1.1 мероприятий программы);

- приобретение лодочных моторов (подпункт 1.2.1 мероприятий программы);

- единовременное пособие охотникам и рыбакам (подпункт 1.2.3 мероприятий программы);

- социальное пособие охотникам и рыбакам (подпункт 1.2.4 мероприятий программы);

- оснащение охотников, рыбаков, оленеводов материалами для охотпромысла: охотничьими лыжами, спальными мешками «Охотник», суконными костюмами, бахилами (подпункт 1.2.5 мероприятий программы).

1.3. Исполнительным органом государственной власти Красноярского края, осуществляющим предоставление государственной поддержки, является агентство по реализации программ общественного развития и молодежных проектов администрации Красноярского края (далее - агентство).

2. Получатели государственной поддержки


2.1. Получателями государственной поддержки являются лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы: оленеводы, охотники, рыбаки  (далее - получатели).

2.2. Получатели подразделяются на 3 группы:

-      оленеводы (лица, постоянно ведущие традиционный образ жизни);

-      охотники и рыбаки 1 категории (лица, постоянно ведущие традиционный образ жизни);

-      охотники и рыбаки 2 категории.

2.3. Получателями являются физические лица - граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, являющиеся представителями коренных малочисленных народов и имеющие постоянную регистрацию по месту жительства на территории Красноярского края.

Дополнительно к данным требованиям получатели каждой из трех групп, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, должны отвечать специальным требованиям, перечисленным в пунктах 2.4-2.6 настоящего Порядка.

2.4. Получатели-оленеводы - лица, отвечающие следующим требованиям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»