Недействующий

О Программе действий по увеличению объемов строительства доступного жилья в Свердловской области на 2006-2010 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 22.07.2011 N 963-ПП)


Таблица 2

РАНЖИРОВАНИЕ
муниципальных образований в Свердловской области по объему ввода жилья на 1 человека


N

Муниципальные

Введено

Показатель

п/п

образования

жилья в 2004 году (кв.м)

Численность населения на 01.01.2005 (тыс.человек)

Кол-во кв.м на 1 жителя

1

2

3

4

5

1.

Сысертский район

35417

61,7

0,57

2.

город Среднеуральск

10997

19,6

0,56

3.

город Екатеринбург

493152

1335,5

0,37

4.

Верхняя Пышма

26078

69,8

0,37

5.

город Березовский

23769

63,6

0,37

6.

поселок Верх-Нейвинский

1676

5,0

0,34

7.

Невьянский район

6283

21,3

0,29

8.

город Арамиль

4343

15,1

0,29

9.

Пригородный район

10571

42,8

0,25

10.

Белоярский район

8649

34,8

0,25

11.

Красноуфимский район

6362

30,9

0,21

12.

город Красноуфимск

7927

43,1

0,18

13.

город Кушва

7650

46,9

0,16

14.

Артинский район

5231

32,7

0,16

15.

поселок Рефтинский

2881

18

0,16

16.

поселок Староуткинск

510

3,2

0,16

17.

город Полевской

10317

73,6

0,14

18.

город Сухой Лог

7074

50

0,14

19.

Туринский район

4288

31,3

0,14

20.

рабочий поселок Верхнее Дуброво

662

4,7

0,14

21.

Ревдинский район

8208

63,6

0,13

22.

Бисертское

1502

11,2

0,13

23.

город Первоуральск

19482

158,2

0,12

24.

Нижнесергинское

5813

47,8

0,12

25.

город Кировград

3858

32,4

0,12

26.

Каменский район

3541

29,8

0,12

27.

город Ивдель

3483

28,3

0,12

28.

Шалинский район

2658

22,4

0,12

29.

город Заречный

3277

30,4

0,11

30.

Ачитский район

2090

18,4

0,11

31.

город Верхний Тагил

1412

12,5

0,11

32.

город Каменск-Уральский

19326

184,9

0,10

33.

город Краснотурьинск

6637

69,2

0,10

34.

Режевской район

4717

49,7

0,09

35.

Богдановичский район

4445

50,3

0,09

36.

Новолялинский район

2171

25,2

0,09

37.

Пышминский район

2014

22,4

0,09

38.

Верхотурский уезд

1752

18,5

0,09

39.

город Нижний Тагил

28916

383,1

0,08

40.

город Алапаевск

3803

49,9

0,08

41.

Серовский район

1927

24,9

0,08

42.

Байкаловский район

1550

18,6

0,08

43.

рабочий поселок Малышева

823

10,2

0,08

44.

Гаринский район

598

7,5

0,08

45.

город Серов

7042

100,7

0,07

46.

Тавдинский район

3310

48,7

0,07

47.

город Дегтярск

1098

15,7

0,07

48.

город Верхняя Тура

783

10,8

0,07

49.

Таборинский район

313

4,7

0,07

50.

Артемовский район

2216

34,4

0,06

51.

Тугулымский район

1443

25,1

0,06

52.

Слободо-Туринский район

1033

16,5

0,06

53.

Талицкий район

2631

54,2

0,05

54.

город Ирбит

2246

42,5

0,05

55.

Алапаевский район

1813

38,7

0,05

56.

Нижнетуринский район

1568

30,6

0,05

57.

город Камышлов

1436

28,6

0,05

58.

город Нижняя Салда

968

18,3

0,05

59.

город Качканар

1895

46,4

0,04

60.

город Асбест

2249

77,6

0,03

61.

Ирбитский район

1115

32,8

0,03

62.

Камышловский район

949

28,6

0,03

63.

город Красноуральск

779

28,9

0,03

64.

поселок Пелым

98

3,7

0,03

65.

город Североуральск

1145

52,7

0,02

66.

Верхнесалдинский район

939

53,9

0,02

67.

город Карпинск

213

33,3

0,01

68.

город Волчанск

76

10,6

0,01

69.

город Новоуральск

30924

X

X

70.

город Лесной

14893

X

X

71.

поселок Уральский

0

X

X

72.

ЗАТО Свободный

0

X

X


Оценка ситуации в 2005 году позволяет сделать вывод о том, что в ряде муниципальных образований в Свердловской области сформировались условия участия граждан в строительстве жилья и по сметной стоимости строительства (строительство жилых домов для жилищно-строительных кооперативов, ссудо-сберегательных строительных товариществ, молодежно-жилищных кооперативов, строительство жилых домов предприятиями для своих работников), и по рыночной цене (строительство коммерческого жилья).

Таким образом, к числу факторов, сдерживающих решение задач в сфере строительства жилья, можно отнести следующие:

1) значительная диспропорция между потребностями населения в жилье и его низким платежеспособным спросом на жилье, прежде всего - коммерческое;

2) недостаточный объем строительства жилья, а значит низкий уровень предложений и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья;

3) недостаточность предложения земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой;

4) неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования и накопительных схем в большинстве муниципальных образований в Свердловской области;

5) высокий уровень издержек инвесторов на рынке жилищного строительства;

6) административные и бюрократические барьеры, препятствующие внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность;

7) недостаточный объем финансирования за счет бюджетов всех уровней.

При реализации в дальнейшем мероприятий по увеличению объемов жилищного строительства необходима, во-первых, территориальная дифференциация жилищной политики. Так, на уровне области и муниципальных образований определяющее значение имеют: уровень социально-экономического развития, состояние платежеспособности населения и рынка жилья. На уровне поселений важно учесть особенности по тем направлениям, где эффективность тех или иных мероприятий зависит от их масштаба.

В результате кластерного анализа территорий по индикаторам основных проблем в жилищной сфере были выделены следующие основные группы (кластеры) территорий:

I группа - территории экономической активности в жилищной сфере с наиболее развитым рынком жилья (города Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Среднеуральск, Белоярский район, Сысертский район).

Для формирования рынка доступного жилья наиболее приоритетными для I группы являются мероприятия по увеличению объемов жилищного строительства, демонополизации строительного рынка, обеспечению соответствия структуры предложения жилья спросу населения и потребностям развития социального жилья;

II группа - экономически развитые территории с относительно развитым рынком жилья (города Каменск-Уральский, Лесной, Первоуральск, Новоуральск, Ревдинский район).

Для II группы характерен типичный набор проблем, к числу которых в первую очередь относятся недостаточные темпы жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, высокие риски на рынке жилья. В то же время имеются достаточные социально-экономические предпосылки для существенного улучшения ситуации, в том числе активная позиция администрации муниципальных образований в Свердловской области по вопросу расширения жилищного строительства, которая уже начинает давать свои результаты;

III группа - экономически развитые территории с недостаточно развитым рынком жилья (города Асбест, Заречный, Качканар, Кировград, Краснотурьинск, Красноуральск, Нижний Тагил, Полевской, Североуральск, Серов, Красноуфимский, Нижнесергинский, Пригородный районы).

Для III группы характерен набор проблем, к числу которых относятся низкие темпы жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры. Отмечается пассивность администраций муниципальных образований в Свердловской области в решении вопроса увеличения строительства жилья: не принимаются никакие существенные меры, способные изменить ситуацию. Однако, как и во II группе, имеются достаточные социально-экономические предпосылки для существенного изменения ситуации на рынке жилья.

Приоритетами жилищной политики для II и III групп должно стать развитие инфраструктуры рынка жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования и создание условий для увеличения жилищного строительства, привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру, решение проблем ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе с использованием средств региональных и местных бюджетов, в том числе для III группы - увеличение активности администраций муниципальных образований в Свердловской области в расширении жилищного строительства.

IV группа - экономически менее развитые территории со значимой остротой основных проблем в жилищной сфере (остальные территории, не вошедшие в вышеприведенные группы).

На территориях IV группы особая острота основных проблем в жилищной сфере сочетается с ограниченностью возможностей по их решению (возможности бюджетного финансирования, платежеспособный спрос населения). Все это определяет и низкую инвестиционную привлекательность жилищной сферы. Приоритетом в данной группе должна стать поддержка индивидуального жилищного строительства и развитие малоэтажного строительства из быстровозводимых трансформируемых элементов как наиболее реального пути роста объемов строительства доступного жилья для граждан с невысоким уровнем доходов.

Во-вторых, необходимо снивелировать большой разрыв между стоимостью строительства и рыночными ценами на жилье на первичном и вторичном рынках. Для этого средства, получаемые гражданами в системе долгосрочного жилищного кредитования, необходимо направить в первую очередь на финансирование строительства жилья и всемерно содействовать росту объемов жилищного строительства, как некоммерческого, так и коммерческого.