РАНЖИРОВАНИЕ
муниципальных образований в Свердловской области по объему ввода жилья на 1 человека
N | Муниципальные | Введено | Показатель | |
п/п | образования | жилья в 2004 году (кв.м) | Численность населения на 01.01.2005 (тыс.человек) | Кол-во кв.м на 1 жителя |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Сысертский район | 35417 | 61,7 | 0,57 |
2. | город Среднеуральск | 10997 | 19,6 | 0,56 |
3. | город Екатеринбург | 493152 | 1335,5 | 0,37 |
4. | Верхняя Пышма | 26078 | 69,8 | 0,37 |
5. | город Березовский | 23769 | 63,6 | 0,37 |
6. | поселок Верх-Нейвинский | 1676 | 5,0 | 0,34 |
7. | Невьянский район | 6283 | 21,3 | 0,29 |
8. | город Арамиль | 4343 | 15,1 | 0,29 |
9. | Пригородный район | 10571 | 42,8 | 0,25 |
10. | Белоярский район | 8649 | 34,8 | 0,25 |
11. | Красноуфимский район | 6362 | 30,9 | 0,21 |
12. | город Красноуфимск | 7927 | 43,1 | 0,18 |
13. | город Кушва | 7650 | 46,9 | 0,16 |
14. | Артинский район | 5231 | 32,7 | 0,16 |
15. | поселок Рефтинский | 2881 | 18 | 0,16 |
16. | поселок Староуткинск | 510 | 3,2 | 0,16 |
17. | город Полевской | 10317 | 73,6 | 0,14 |
18. | город Сухой Лог | 7074 | 50 | 0,14 |
19. | Туринский район | 4288 | 31,3 | 0,14 |
20. | рабочий поселок Верхнее Дуброво | 662 | 4,7 | 0,14 |
21. | Ревдинский район | 8208 | 63,6 | 0,13 |
22. | Бисертское | 1502 | 11,2 | 0,13 |
23. | город Первоуральск | 19482 | 158,2 | 0,12 |
24. | Нижнесергинское | 5813 | 47,8 | 0,12 |
25. | город Кировград | 3858 | 32,4 | 0,12 |
26. | Каменский район | 3541 | 29,8 | 0,12 |
27. | город Ивдель | 3483 | 28,3 | 0,12 |
28. | Шалинский район | 2658 | 22,4 | 0,12 |
29. | город Заречный | 3277 | 30,4 | 0,11 |
30. | Ачитский район | 2090 | 18,4 | 0,11 |
31. | город Верхний Тагил | 1412 | 12,5 | 0,11 |
32. | город Каменск-Уральский | 19326 | 184,9 | 0,10 |
33. | город Краснотурьинск | 6637 | 69,2 | 0,10 |
34. | Режевской район | 4717 | 49,7 | 0,09 |
35. | Богдановичский район | 4445 | 50,3 | 0,09 |
36. | Новолялинский район | 2171 | 25,2 | 0,09 |
37. | Пышминский район | 2014 | 22,4 | 0,09 |
38. | Верхотурский уезд | 1752 | 18,5 | 0,09 |
39. | город Нижний Тагил | 28916 | 383,1 | 0,08 |
40. | город Алапаевск | 3803 | 49,9 | 0,08 |
41. | Серовский район | 1927 | 24,9 | 0,08 |
42. | Байкаловский район | 1550 | 18,6 | 0,08 |
43. | рабочий поселок Малышева | 823 | 10,2 | 0,08 |
44. | Гаринский район | 598 | 7,5 | 0,08 |
45. | город Серов | 7042 | 100,7 | 0,07 |
46. | Тавдинский район | 3310 | 48,7 | 0,07 |
47. | город Дегтярск | 1098 | 15,7 | 0,07 |
48. | город Верхняя Тура | 783 | 10,8 | 0,07 |
49. | Таборинский район | 313 | 4,7 | 0,07 |
50. | Артемовский район | 2216 | 34,4 | 0,06 |
51. | Тугулымский район | 1443 | 25,1 | 0,06 |
52. | Слободо-Туринский район | 1033 | 16,5 | 0,06 |
53. | Талицкий район | 2631 | 54,2 | 0,05 |
54. | город Ирбит | 2246 | 42,5 | 0,05 |
55. | Алапаевский район | 1813 | 38,7 | 0,05 |
56. | Нижнетуринский район | 1568 | 30,6 | 0,05 |
57. | город Камышлов | 1436 | 28,6 | 0,05 |
58. | город Нижняя Салда | 968 | 18,3 | 0,05 |
59. | город Качканар | 1895 | 46,4 | 0,04 |
60. | город Асбест | 2249 | 77,6 | 0,03 |
61. | Ирбитский район | 1115 | 32,8 | 0,03 |
62. | Камышловский район | 949 | 28,6 | 0,03 |
63. | город Красноуральск | 779 | 28,9 | 0,03 |
64. | поселок Пелым | 98 | 3,7 | 0,03 |
65. | город Североуральск | 1145 | 52,7 | 0,02 |
66. | Верхнесалдинский район | 939 | 53,9 | 0,02 |
67. | город Карпинск | 213 | 33,3 | 0,01 |
68. | город Волчанск | 76 | 10,6 | 0,01 |
69. | город Новоуральск | 30924 | X | X |
70. | город Лесной | 14893 | X | X |
71. | поселок Уральский | 0 | X | X |
72. | ЗАТО Свободный | 0 | X | X |
Оценка ситуации в 2005 году позволяет сделать вывод о том, что в ряде муниципальных образований в Свердловской области сформировались условия участия граждан в строительстве жилья и по сметной стоимости строительства (строительство жилых домов для жилищно-строительных кооперативов, ссудо-сберегательных строительных товариществ, молодежно-жилищных кооперативов, строительство жилых домов предприятиями для своих работников), и по рыночной цене (строительство коммерческого жилья).
Таким образом, к числу факторов, сдерживающих решение задач в сфере строительства жилья, можно отнести следующие:
1) значительная диспропорция между потребностями населения в жилье и его низким платежеспособным спросом на жилье, прежде всего - коммерческое;
2) недостаточный объем строительства жилья, а значит низкий уровень предложений и необоснованно высокий уровень цен на рынке нового жилья;
3) недостаточность предложения земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой;
4) неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования и накопительных схем в большинстве муниципальных образований в Свердловской области;
5) высокий уровень издержек инвесторов на рынке жилищного строительства;
6) административные и бюрократические барьеры, препятствующие внедрению рыночных механизмов в инвестиционно-строительную деятельность;
7) недостаточный объем финансирования за счет бюджетов всех уровней.
При реализации в дальнейшем мероприятий по увеличению объемов жилищного строительства необходима, во-первых, территориальная дифференциация жилищной политики. Так, на уровне области и муниципальных образований определяющее значение имеют: уровень социально-экономического развития, состояние платежеспособности населения и рынка жилья. На уровне поселений важно учесть особенности по тем направлениям, где эффективность тех или иных мероприятий зависит от их масштаба.
В результате кластерного анализа территорий по индикаторам основных проблем в жилищной сфере были выделены следующие основные группы (кластеры) территорий:
I группа - территории экономической активности в жилищной сфере с наиболее развитым рынком жилья (города Арамиль, Березовский, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Среднеуральск, Белоярский район, Сысертский район).
Для формирования рынка доступного жилья наиболее приоритетными для I группы являются мероприятия по увеличению объемов жилищного строительства, демонополизации строительного рынка, обеспечению соответствия структуры предложения жилья спросу населения и потребностям развития социального жилья;
II группа - экономически развитые территории с относительно развитым рынком жилья (города Каменск-Уральский, Лесной, Первоуральск, Новоуральск, Ревдинский район).
Для II группы характерен типичный набор проблем, к числу которых в первую очередь относятся недостаточные темпы жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, высокие риски на рынке жилья. В то же время имеются достаточные социально-экономические предпосылки для существенного улучшения ситуации, в том числе активная позиция администрации муниципальных образований в Свердловской области по вопросу расширения жилищного строительства, которая уже начинает давать свои результаты;
III группа - экономически развитые территории с недостаточно развитым рынком жилья (города Асбест, Заречный, Качканар, Кировград, Краснотурьинск, Красноуральск, Нижний Тагил, Полевской, Североуральск, Серов, Красноуфимский, Нижнесергинский, Пригородный районы).
Для III группы характерен набор проблем, к числу которых относятся низкие темпы жилищного строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры. Отмечается пассивность администраций муниципальных образований в Свердловской области в решении вопроса увеличения строительства жилья: не принимаются никакие существенные меры, способные изменить ситуацию. Однако, как и во II группе, имеются достаточные социально-экономические предпосылки для существенного изменения ситуации на рынке жилья.
Приоритетами жилищной политики для II и III групп должно стать развитие инфраструктуры рынка жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования и создание условий для увеличения жилищного строительства, привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру, решение проблем ветхого и аварийного жилищного фонда, в том числе с использованием средств региональных и местных бюджетов, в том числе для III группы - увеличение активности администраций муниципальных образований в Свердловской области в расширении жилищного строительства.
IV группа - экономически менее развитые территории со значимой остротой основных проблем в жилищной сфере (остальные территории, не вошедшие в вышеприведенные группы).
На территориях IV группы особая острота основных проблем в жилищной сфере сочетается с ограниченностью возможностей по их решению (возможности бюджетного финансирования, платежеспособный спрос населения). Все это определяет и низкую инвестиционную привлекательность жилищной сферы. Приоритетом в данной группе должна стать поддержка индивидуального жилищного строительства и развитие малоэтажного строительства из быстровозводимых трансформируемых элементов как наиболее реального пути роста объемов строительства доступного жилья для граждан с невысоким уровнем доходов.
Во-вторых, необходимо снивелировать большой разрыв между стоимостью строительства и рыночными ценами на жилье на первичном и вторичном рынках. Для этого средства, получаемые гражданами в системе долгосрочного жилищного кредитования, необходимо направить в первую очередь на финансирование строительства жилья и всемерно содействовать росту объемов жилищного строительства, как некоммерческого, так и коммерческого.