ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
от 01 апреля 1996 года N 515
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Утратил силу Законом Республики Тыва от 28.05.2007 г N 39 ВХ-2
{Изменения:
Закон Республики Тыва от 25.04.2001 г. N 1019.
Закон Республики Тыва от 17.02.2004 г. N 558 ВХ-1
Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I
Обращение граждан в различные органы - средство осуществления прав человека и гражданина, закрепленное Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормами международного права, Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва. (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
Настоящий Закон регулирует на территории Республики Тыва порядок рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и организации в соответствии с действующим законодательством. (далее именуемые - "Органы").
(изм. Закон РТ от 17.02. 2004 г. N 558 ВХ-1)
(изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
1. Обращения граждан - предложения, заявления и жалобы граждан, изложенные в письменной или устной форме.
2. Предложение - обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных, общественных и других организаций, предприятий и учреждений.
3. Заявление - сообщение о нарушении прав гражданина, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, государственных, общественных и иных организаций.
4. Жалоба - обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению.
5. Ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод и льгот.
6. Коллективные обращения граждан - обращения двух и более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах, собраниях и подписанные организаторами и (или) более чем тремя участниками этого митинга или собрания.
7.Анонимные обращения - обращения, не содержащие сведений о фамилии имени и отчестве, адресе, месте работы, должности, а также личной подписи заявителя (заявителей), по которым невозможно установить личность (личности) обратившихся граждан.
8. Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или его заявитель неудовлетворен данным ему ответом.
(изм. Закон РТ от 17.02.2004 г N 558 ВХ-1)
1. Граждане (далее - заявители) в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться:
а) в палаты Великого Хурала Республики Тыва, к их должностным лицам и депутатам Великого Хурала Республики Тыва;
б) к Председателю Правительства Республики Тыва, в Правительство Республики Тыва, иные органы исполнительной власти Республики Тыва и к их должностным лицам;
в) в органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва и к их должностным лицам;
г) в органы территориального общественного самоуправления и к их должностным лицам;
д) в органы управления организаций и к их должностным лицам;
е) в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
2. Органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны в доступной форме информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы по обращениям граждан.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Республики Тыва, пользуются правом на обращения, определенным настоящим Законом, наравне с жителями Республики Тыва, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
4. Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:
а) защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
б) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности;
в) своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.
(изм. Закон РТ от 17.02. 2004 г. N 558 ВХ-1)
Статья 4. Утратил силу (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
На территории Республики Тыва обращения могут быть оформлены на тувинском или русском языках. Заявители, не владеющие тувинским или русским языками, вправе обращаться на родном языке.
1. Обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых ставятся вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям могут прилагаться документы или их копии, относящиеся к поставленным вопросам.
2. Заявитель может уполномочить другое лицо защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом.
3. Заявление или жалобу в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц, вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.
4. Анонимные (без личной подписи авторов или их законных представителей) обращения не рассматриваются. (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
Заявитель вправе:
- подать обращение Органу или должностному лицу, правомочному принять решение;
- изложить доводы проверяющему лично или поручить это уполномоченному лицу;
- представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
- пользоваться услугами адвоката, либо представителя зарегистрированной организации, осуществляющей правозащитную деятельность;
- получить письменный мотивированный ответ;
- знакомиться с материалами проверки по существу поставленного заявителем вопроса в обращении; (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
- обжаловать решение в вышестоящем органе или обратиться к должностному лицу, а также в суд в установленном законом порядке;
- требовать возмещения ущерба, привлечения виновных к ответственности в связи с допущенными нарушениями его прав, принятием незаконных решений в соответствии с законодательством.
1. Руководители Органов и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:
- вести регистрацию обращений;
- объективно, всесторонне и своевременно проверять обращения;
- отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам принятые решения;
- обеспечивать восстановление нарушенных прав и законности;
- письменно сообщить автору обращения о принятом решении, при этом разъяснить право и порядок обжалования принятого решения, в необходимых случаях разъяснить порядок обжалования.
2. В случае признания жалобы обоснованной (решение изменено, отменено с принятием другого решения или с назначением дополнительной проверки), Орган либо должностное лицо, принявшее необоснованное решение, обязано в установленном законом порядке, принять меры к восстановлению нарушенного права, решить вопрос об ответственности виновных.
3. Ответ на обращение, рассмотренное в Органах, дается руководителем, его заместителем или другим должностным лицом, правомочным принять решение.
4. Должностное лицо, получив обращение, решение, по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, если заявителем соблюдены требования статьи 6 настоящего Закона или возвратить в 10-дневный срок с разъяснением причин оставления обращения без рассмотрения.
5. Если решение отменено с назначением дополнительной проверки (нового рассмотрения), то лицо, принимавшее это решение или по его указанию нижестоящий орган, независимо от поступления повторного обращения, обязан сообщить заявителю в 10-дневный срок о существе и основаниях вновь принятого решения.
1. Руководители или иные должностные лица органов государственной власти и управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан. Прием проводится регулярно в установленные дни и часы в удобное для посетителей время. Порядок его определяется руководителями.
2. Устные обращения и результаты их рассмотрения должны быть зарегистрированы. По просьбе заявителя на устное обращение дается письменное разъяснение на приеме или в сроки, установленные статьей 10.
1. Ответы на обращения, не требующие дополнительной проверки, даются в срок до 10 дней.
2. Решения по обращениям принимаются и заявителям даются ответы в срок до одного месяца, если законодательством не предусмотрены иные сроки. Если гражданину в удовлетворении обращения отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня его подачи, он вправе обратиться в суд с жалобой в соответствии с законодательством Российской Федерации. (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
3. В исключительных случаях рассмотрение заявления или жалобы приостанавливается на срок не более трех месяцев, о чем руководитель сообщает автору обращения.
Сообщение о причинах продления сроков обращения или приостановления рассмотрения направляется заявителю в 10-дневный срок.
4. Предложения, заявления и жалобы направляются органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных вопросов, в срок до 10 дней.
(изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
1. Не допускается:
направление обращений на рассмотрение должностным лицом или организацией, действия которых обжалуются;
передача обращений из одного органа в другой, не известив об этом заявителя в течение трех дней после принятия решения о переадресации обращения по подведомственности.
2. По обращениям граждан готовится мотивированный ответ в письменной форме. Ответ подписывается руководителем соответствующего органа либо уполномоченным руководителем должностным лицом и направляется почтой заявителю.
В устной форме ответ дается заявителю непосредственно (как правило, на личном приеме) руководителем соответствующего органа либо уполномоченным руководителем должностным лицом.
3. Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, дан в установленные настоящим Законом сроки ответ заявителю в письменной или устной форме.
1. Нарушение законодательства об обращениях, преследование граждан за подачу в установленном порядке обращений, либо за содержащуюся в них критику, влекут установленную законодательством Российской Федерации уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. (изм. Закон Республики Тыва от 30.12.2005 г. N 1589 ВХ-I)
2. Гражданин вправе обратиться к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, организации, учреждению, должностному лицу, государственному служащему либо обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) должностных и иных лиц.
Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.