2.1. Основные цели и задачи программы
Система целей и задач Программы сформирована с учетом рекомендуемых направлений реформирования региональных финансов, установленных Министерством финансов Российской Федерации при объявлении конкурса в 2005 году среди субъектов Российской Федерации на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, а также основных положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1996 г. N 594, которым утвержден Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Положения указанного федерального нормативного правового акта применяются с соответствующими корректировками для настоящей Программы.
В качестве основной цели данной Программы можно назвать повышение эффективности управления всем комплексом налогово-бюджетных и финансово-экономических процессов территории для наименее затратного и более качественного и полного выполнения функций и задач органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления.
Главными принципами выбора направлений реформирования, их уровня, а также этапа выполнения принимаемых на себя обязательств были определены следующие факторы:
- зависимость выполнения этапа определенного направления от взаимосвязанных направлений, где определялась возможность реализации отдельных элементов Программы в зависимости от уровня выполнения других направлений;
- затратность исполнения этапа определенного направления, в рамках которого проводился анализ выгод и издержек от реализации как направления в целом, так и изменения доходов и расходов бюджета в результате комплексного выполнения мероприятий, использования оценки синергетического эффекта;
- социальная значимость исполнения этапа определенного направления, для чего осуществлялась оценка масштабности планируемых изменений, из чувствительности для населения, хозяйствующих субъектов;
- временные издержки исполнения этапа определенного направления, оценка которого произведена с учетом необходимости выполнения подготовительного, апробационного, эмпирического этапов и последующего анализа предпринятых мер с целью выявления и анализа промежуточных результатов реализации Программы на постоянной основе.
Для достижения данной стратегической цели было выделено несколько промежуточных целей.
1). Цель 1. Повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами
В рамках проведения работы по реализации данной цели планируется решение системы взаимосвязанных задач.
Задача 1. Организация системы регулярного учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах
Решение этой задачи должно сопровождаться проведением предварительного анализа текущей ситуации. В качестве инструментария данного направления предполагается использовать такие формы получения данных, как проведение социологических опросов, моделирование оптимальной структуры и объема потребляемых бюджетных услуг, сравнительный анализ числа граждан, фактически воспользовавшихся бюджетными услугами, и лиц, имеющих право на данную услугу, оценка возможностей бюджета по изменению объемов финансирования бюджетных услуг, в том числе путем заключения контрактов с негосударственными организациями по выполнению данных функций.
В рамках проведения оценки текущего (исходного) уровня эффективности управления общественными финансами применялись в основном такие методы исследования, как анализ данных бюджетной и статистической отчетности, моделирование изменений с учетом изменения методов выполнения конкретных государственных функций, экспертная оценка.
Задача 2. Формирование процедуры регулярного мониторинга предпочтений населения по отдельным бюджетным услугам
В отношении процедуры решения этой задачи планируется последовательное определение наиболее предпочтительных форм сбора информации об уровне обеспеченности населения основными бюджетными услугами.
Для этого будет произведена стоимостная оценка возможности проведения регулярных социологических опросов, в том числе создан полноценный раздел на официальном сайте Республики Алтай в сети Интернет с целью сбора информации об уровне удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами (в том числе в разрезе отдельных муниципальных образований), сбора предложений, рейтинговых голосований по основным направлениям работы по повышению качества этой деятельности администрации.
Кроме того, планируется проведение сравнительного анализа качества и объема предоставляемых бюджетных услуг в республике и соседних субъектах Российской Федерации с учетом специфических особенностей регионов и ограничений по получению необходимых данных.
Задача 3. Создание процедуры учета уровня соответствия объема и качества предоставляемых бюджетных услуг предпочтениям населения и объективным условиям социально-экономического развития
Решение указанной задачи заключается в установлении четкой формализованной зависимости между полученными в результате мониторинга объема и качества предоставляемых бюджетных услуг и составлением проекта бюджета на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.
Важнейшим результатом выполнения данной задачи должно быть также применение обработанных данных в процессе формирования системы управления общественными финансами в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, где будут непосредственно использоваться обретенные знания в качестве целеполагающих и контрольных индикаторов эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств.
Использование оценки уровня обеспечения потребности в предоставляемых бюджетных услугах должно стать основным методом уточнения программ и стратегий развития соответствующих отраслей экономики, изменения объемов и методов бюджетного финансирования, что найдет отражение в процедуре формирования перспективного финансового плана.
Задача 4. Формирование системы социальных стандартов качества бюджетных услуг
Эта работа предполагает осуществление ряда взаимообусловленных мероприятий.
Так, на начальном этапе будет произведена оценка всего спектра действующей нормативной правовой базы, устанавливающей требования к учреждениям, предоставляющим бюджетные услуги, с учетом из соответствия основным направлениям социально-экономического развития Республики Алтай.
После этого планируется принятие стратегических решений о конкретных требованиях к формированию стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг, учитывая проверяемость выполнения стандартов, их подконтрольность гражданам и соответствующим органам финансового контроля, затратность применения этого инструмента бюджетной политики.
На заключительном этапе будут сформированы координирующие органы и механизмы, позволяющие реализовывать и оценивать деятельность региональной администрации в режиме "минимального социального пакета", организацию учета качества которого планируется осуществлять в рамках "единого окна", то есть передачи основных функций по учету запроса граждан на получение конкретной бюджетной услуги специальным централизованным органам, в том числе с помощью интерактивных систем на официальном сайте администрации Республики Алтай в сети Интернет.
Основным требованием к минимальным социальным стандартам будет являться их доступность для использования населением, другими получателями бюджетных услуг, что позволит в двустороннем порядке обеспечить необходимый контроль за соблюдением данных стандартов, сформировать базу для повышения качества бюджетных услуг