Функциональная классификация расходов | Утверждено расходов на 2005 год (тыс.руб.) | Доля в общей структуре расходов, % |
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления | 481,00 | 0,01 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления | 27 053,00 | 0,63 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций | 30 659,40 | 0,71 |
Судебная система | 7 589,00 | 0,18 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора | 17 319,00 | 0,40 |
Обеспечение проведения выборов и референдумов | 8 303,80 | 0,19 |
Фундаментальные исследования | 5 410,10 | 0,13 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 41 817,00 | 0,97 |
Резервные фонды | 24 000,00 | 0,56 |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов | 3 050,20 | 0,07 |
Другие общегосударственные вопросы | 67 817,50 | 1,57 |
Мобилизационная подготовка экономики | 1 656,50 | 0,04 |
Органы внутренних дел | 103 671,60 | 2,40 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона | 12 011,80 | 0,28 |
Обеспечение противопожарной безопасности | 36 141,10 | 0,84 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности | 8 367,40 | 0,19 |
Общеэкономические вопросы | 1 848,00 | 0,04 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 219 026,40 | 5,07 |
Транспорт | 157 948,90 | 3,66 |
Связь и информатика | 5 500,00 | 0,13 |
Другие вопросы в области национальной экономики | 338 194,00 | 7,84 |
Жилищное хозяйство | 86 030,00 | 1,99 |
Коммунальное хозяйство | 8 128,00 | 0,19 |
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства | 40 165,00 | 0,93 |
Охрана растительных и животных видов и среды их обитания | 414,00 | 0,01 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды | 1 000,00 | 0,02 |
Общее образование | 146 304,80 | 3,39 |
Начальное профессиональное образование | 111 558,10 | 2,58 |
Среднее профессиональное образование | 49 194,60 | 1,14 |
Переподготовка и повышение квалификации | 13 010,60 | 0,30 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 7 695,30 | 0,18 |
Другие вопросы в области образования | 265 146,40 | 6,14 |
Культура | 41 247,90 | 0,96 |
Периодич еская печать и издательства | 15 115,00 | 0,35 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации | 46 728,50 | 1,08 |
Здравоохранение | 256 883,00 | 5,95 |
Спорт и физическая культура | 7 400,60 | 0,17 |
Другие вопросы в области здравоохранения и спорта | 230 539,20 | 5,34 |
Пенсионное обеспечение | 3 500,00 | 0,08 |
Социальное обслуживание населения | 69 046,40 | 1,60 |
Другие вопросы в области социальной политики | 39 483,00 | 0,91 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 1 602 473,00 | 37,13 |
Фонды компенсаций | 59 376,60 | 1,38 |
Фонд регионального развития | 97 637,00 | 2,26 |
Всего расходов: | 4 315 942,70 | 100,00 |
Структурный анализ расходов республиканского бюджета Республики Алтай показывает, что основными направлениями финансирования из республиканского бюджета являются "Межбюджетные трансферты" (40,77%, или 1759,5 млн. рублей), "Национальная экономика" (16,74%, или 722,5 млн. рублей), "Образование" (13,74%, или 592,9 млн. рублей), А также "Здравоохранение и спорт" (11,46%, или 494,8 млн. рублей).
В составе расходов республиканского бюджета доля финансовой помощи муниципальным образованиям составляет 40,77%, что еще раз подтверждает актуальность реформы финансов Республики Алтай.
1.3. Экономика Республики Алтай
Экономика республики может быть охарактеризована как депрессивная. В соответствии с оценкой относительного уровня налогового потенциала региона, отражающего способность экономических субъектов генерировать налоговые доходы, республика отстает от среднего, по прочим субъектам Российской Федерации, уровня, более чем на 3/4.
Если в среднем по стране объем добавленной стоимости, создаваемой на одного жителя в 2003 году составляет 71 024,9 рублей, то в республике, несмотря на объективно высокие затраты на производство товаров и услуг, включая бюджетные, аналогичный показатель составляет 25 476,2 рублей.
В соответствии с официальными данными федерального органа по статистике в последнее время имеет место положительная динамика социально-экономического развития региона в целом при ухудшении показателей отдельных отраслей экономики.
Промышленность. Выпуск промышленной продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличился на 16,3%.
Промышленностью республики увеличены, по сравнению с 2003 г., добыча золота (на 4,3%), производство деловой древесины (на 14,8%), жирных сыров (включая брынзу) (на 29,4%), хлеба и хлебобулочных изделий (на 2,9%).
Снижено производство цельномолочной продукции (на 13,1%).
В 2004 году в промышленном производстве, по сравнению с предыдущими годами, ситуация изменилась в лучшую сторону. Однако данный рост еще нельзя назвать свидетельством очевидного и бесспорного успеха, это лишь наметившаяся положительная тенденция выхода на показатели докризисного периода.
За 2004 год объем произведенной промышленной продукции составил 837,6 млн. руб., индекс физического объема производства - 116,3% к аналогичному периоду предыдущего года.
В отчетном периоде увеличились объемы производства в отраслях цветной металлургии (109,0% к аналогичному периоду прошлого года), лесной и деревообрабатывающей (119,9%), пищевой (161,1%) промышленности, машиностроении и металлообработке (101,6%). За рассматриваемый период снизились объемы производства в легкой (89,0%), мукомольно-крупяной (36,8%), полиграфической (71,4%) промышленности. В связи с сокращением объемов дорожных строительно-монтажных работ к концу года было отмечено снижение объемов производства в промышленности строительных материалов (75,9%).По предварительным данным за 2004 год хозяйствами всех категорий республики произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 2971,9 млн. руб. Индекс физического объёма составил 102,6%.
Поголовье скота в хозяйствах всех категорий на 1 января 2005 года по разделу КРС, по сравнению с предыдущим годом, снизилось на 4,3% и составило 139,7 тыс. голов, овец и коз - на 11,7% (493,2 тыс. голов), свиней - на 27,2% (11,5 тыс. голов).
Всеми категориями хозяйств произведено скота и птицы на убой в живой массе 31,4 тыс. тонн, что больше на 25% показателя 2003 года, валовой надой молока составил 67 тыс. тонн (на 4,7%).
Продуктивность коров молочного стада в сельскохозяйственных организациях составила 1737 килограмм, что на 1,7% меньше, чем за предыдущий год.
По предварительной оценке за 2004 год предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы использовано 2028,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что к 2003 году составило 148,8%.
По предварительной оценке по договорам строительного подряда за 2004 год строительными организациями выполнены работы собственными силами в объеме 1448,2 млн. руб., к предыдущему году объемы работ увеличены на 50,5%.
В 2004 году введено жилья общей площадью 20,9 тыс. кв. м, что составляет 91% к соответствующему периоду прошлого года, из них введены в эксплуатацию за счет средств индивидуальных застройщиков 15,7 тыс. кв. метров.
Сальдированным финансовым результатом крупных и средних организаций Республики Алтай за 2004 год стала прибыль в размере 132,434 млн. рублей (без социальных инвесторов, субъектов малого предпринимательства страховых, бюджетных организаций, банков). За предыдущий год получена прибыль в размере 102,086 млн. рублей, темп роста составил 129,7%.
Доля убыточных организаций и предприятий на конец отчетного периода составила 28,8%.
За 2004 год кредиторская задолженность составила 773,61 млн. рублей, возросла на 45% по сравнению с данными на начало года. При этом снизился удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности за тот же период с 32,7% до 14,7%.
Дебиторская задолженность составила 694,204 млн. рублей и превысила значение на начало года на 47,8%. Удельный вес просроченной дебиторской задолженности за тот же период снизился с 20,9% до 17,1%.
Оборот розничной торговли в целом по республике за отчетный год составил 3352 млн. рублей, что на 10,2% выше уровня 2003 года в сопоставимых ценах.
Потребительские цены на товары и платные услуги за 2004 г. выросли на 12,1%, в том числе на продукты питания - на 16,3%, непродовольственные товары - на 4,5%, платные услуги - на 17,7%.
За отчетный период оказано платных услуг населению в объеме 733,8 млн. руб., что на 4,5% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.