Цели и задачи | Риски | |||
возможный негативный эффект реализации мероприятия | возможные внешние и внутренние факторы, препятствующие реализации мероприятий | |||
Цель 1. Повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами. | ||||
Задача 1. Организация системы регулярного учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах | Затраты на создание системы мониторинга превышают полезный эффект | Отсутствие опыта проведения оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах, возможное искажение информации; | ||
Задача 2. Формирование процедуры регулярного мониторинга предпочтений населения по отдельным бюджетным услугам | Низкий уровень вовлеченности и заинтересованности потребителей бюджетных услуг в мониторинге | Получаемая информация не отражает объективной ситуации | ||
Задача 3. Создание процедуры учета уровня соответствия объема и качества предоставляемых бюджетных услуг предпочтениям населения и объективным условиям социально-экономического развития | Учет уровень потребности в предоставляемых бюджетных услугах не соответствует реальным потребностям граждан | Получаемая информация не отражает объективной ситуации | ||
Задача 4. Формирование системы социальных стандартов качества бюджетных услуг | Социальные стандарты не проверяемы; | Существенное изменение полномочий органов государственной власти Республики Алтай | ||
Цель 2. Формирование оптимальных условий для интенсификации экономического | ||||
Задача 1. Содействие предпринимательской активности граждан, реализуемой посредством организации малых предприятий | Отсутствие заинтересованности субъектов малого предпринимательства в получении поддержки; | Ухудшение условий для создания и осуществления деятельности малыми предприятиями, объективные финансовые издержки "масштаба" | ||
Задача 2. Выравнивание условий хозяйственной деятельности различных предприятий | Снижение эффективности деятельности наиболее успешных крупнейших налогоплательщиков | Изменение налогово-бюджетного законодательства на федеральном уровне | ||
Задача 3. Совершенствование инвестиционной политики | Затраты на осуществление поддержки превышают полезный эффект | Существенное ухудшение финансового положения Республики Алтай | ||
Задача 4. Сокращение масштабов перекрестного субсидирования | Рост социальной напряженности; | Изменение тарифной политики Российской Федерации | ||
Задача 5. Реформирование системы государственных и муниципальных закупок. | Отсутствие гарантированных и эффективных предложений товаров и услуг, удовлетворяющих установленным | |||
Задача 6. Оптимизация государственной собственности Республики Алтай | Недостаточный рост эффективности от использования приватизированного имущества; | Существенное ухудшение финансового положения Республики Алтай; | ||
Цель 3. Создание полноценных стимулов для органов управления по повышению качества результатов работы этих органов | ||||
Задача 1. Формирование ведомственных планов деятельности на среднесрочную перспективу | Низкая квалификация специалистов; | |||
Задача 2. Установление формализованной зависимости между результатами деятельности главных распорядителей бюджетных средств и механизмами экономического и административного воздействия | Превалирование формы над содержанием мероприятия; | Установление запрета на повышение самостоятельности распорядителей бюджетных средств на федеральном уровне | ||
Задача 3. Повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Республики Алтай | Чрезмерная затратность мероприятия; | Существенное ухудшение финансового положения Республики Алтай | ||
Задача 4. Привлечение новых специалистов | Возникновение конфликтных ситуаций со стороны имеющихся сотрудников государственных органов власти Республики Алтай | Существенное ухудшение финансового положения Республики Алтай | ||
Задача 5. Использование негосударственных организаций для выполнения ряда государственных функций | Снижение гарантированности и качества предоставляемых бюджетных услуг | Противодействие со стороны контролирующих органов | ||
Задача 6. Установление заданий по объему и качеству предоставляемых бюджетных услуг для бюджетных организаций и негосударственных организаций | Отсутствие действующих механизмов по контролю за качеством, сроками и объемом предоставляемых бюджетных услуг; | Противодействие со стороны контролирующих органов | ||
Цель 4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления | ||||
Задача 1. Организация системы мониторинга социально-экономического положения и качества управления финансами муниципальных образований | Объем затрат на осуществление мониторинга, организацию специализированных статистических исследований превышает финансовый полезный эффект | Отказ муниципальных образований от предоставления объективной и достоверной информации; | ||
Задача 2. Создание условий для стимулирования муниципальных образований к развитию налоговой базы | Усугубление финансово-экономического положения наименее развитых территорий | Изменение налогово-бюджетного законодательства на федеральном уровне | ||
Задача 3. Повышение эффективности распределения межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований | Резкое изменение финансового положения отдельных муниципалитетов | Изменение налогово-бюджетного законодательства на федеральном уровне | ||
Задача 4. Создание Фонда поддержки социально-экономических реформ в муниципальных образованиях | Незаинтересованность муниципальных образований в реформировании общественных услуг | |||
Задача 5. Формирование условий для сокращения различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований | Низкая степень объективности и достоверности оценки социально-экономического положения муниципалитетов | Неготовность муниципальных образований к разработке бизнес-планов, проектно-сметной документации, прогнозов развития повышенных качественных требований | ||
Задача 6. Методическая и консультационная поддержка муниципалитетов | Отсутствие опыта проведения заинтересованности в реформировании системы управления общественных финансов | |||
Цель 5. Совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета | ||||
Задача 1. Создание системы планирования и мониторинга долговых обязательств | Объем затрат на осуществление планирования и мониторинга превышает финансовый полезный эффект | |||
Задача 2. Прогнозирование временных кассовых разрывов | Прямые финансовые потери, вызванные излишней формализованностью процедур прогнозирования кассовых разрывов недостаточного качества | Конъюнктурный рост стоимости заемных средств; | ||
Задача 3. Внедрение среднесрочного финансового планирования | Излишнее давление лоббистских групп, не позволяющее соблюдать ограничения, установленные среднесрочным финансовым планом | Существенное ухудшение финансового положения Республики Алтай | ||
Задача 4. Оптимизация механизмов финансирования отдельных расходных обязательств | Рост социальной напряженности; | Изменение федерального законодательства |
Каждый из указанных рисков будет на регулярной основе оцениваться Координационной комиссией.
В настоящее время определены основные и предметные направления деятельности Правительства Республики Алтай по реализации настоящей Программы. Вместе с тем, по мере начала непосредственного выполнения поставленных задач могут возникать обстоятельства, включая изменение внешних и внутренних социально-экономических и административных условий, обуславливающих необходимость внесения изменений в конкретные механизмы достижения планируемых результатов. Этот фактор делает целесообразным оценку возможных альтернатив и дополнительного анализа выбора основных методов реализации отдельных мероприятий настоящей Программы.
Так, в отношении спектра вопросов, относящихся к совокупности действий по достижению цели "повышение уровня удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами" в настоящее время в качестве приоритетного выбрано направление повышения апрозрачности обязательств государственных органов по реализации своих полномочий перед населением и другими получателями бюджетных средств, поскольку этот элемент в наибольшей мере способствует определению на основе консенсуса между главными участниками процесса распределения и перераспределения общественных ресурсов.
Вместе с тем, в случае наступления событий, указанных в рамках оценки рисков реализации программы, а также существенного изменения нормативно-правового регулирования в части федерального законодательства, возможно применение скорректированных тактических планов выполнения соответствующего набора мероприятий. В этом случае опорным пунктом достижения поставленных задач будет усиление компонента, касающегося административных мер по повышению ответственности и исполнительности структур, непосредственно реализующих функции органов государственной власти. Здесь главный акцент будет осуществлен через ужесточение и формализацию требований в отношении инфраструктуры предоставления бюджетных услуг (а не расширение участи непосредственных их потребителей). Данный вариант, хотя и является менее предпочтительным по отношению к основному, тем не менее позволит и в этих обстоятельствах реализовать заявленные в настоящей Программе мероприятия.
В части круга вопросов достижения другой цели - "формирование оптимальных условий для интенсификации экономического развития" также, как и по другим стратегическим целям, предусматриваются основной и "запасные" варианты реализации. Основным планом достижения сформированных задач является обеспечение общих, безадресных мероприятий по повышению возможностей предпринимателей, включая представителей малого бизнеса, по расширению номенклатуры производимой продукции (услуг), роста ее качества.
Однако, существует реальная возможность, обусловленная в том числе крайне ограниченными финансовыми ресурсами соответствующих субъектов хозяйственной деятельности, недополучения планируемого социально-экономического эффекта от реализации утверждаемых в рамках настоящей программы мероприятий, вызванная, как указанным обстоятельством, так и усилением конкуренции со стороны субъектов экономической деятельности других регионов.
В случае наступления обозначенных обстоятельств деятельность государственных органов государственной власти Республики Алтай будет переориентирована на применение специализированных мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики, в том числе посредством реализации специализированных программ развития этих отраслей, предоставления льготных кредитов, грантов, льгот с учетом общего ограничения, заключающегося в обеспечении общего положительного экономического эффекта.
Следующая цель - "создание полноценных стимулов органов управления по повышению качества результатов работы этих органов" и "повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления", по сути, не предполагает возможности кардинального выбора между принципиальными вариантами ее достижения.
Вся часть программы реформирования, относящаяся непосредственно к достижению данного результата, сконцентрирована на обеспечении базовых обстоятельств, формирующих стабильные, неизменные условия функционирования муниципалитетов. Это предполагает достаточно высокий уровень квалификации, ответственности и заинтересованности органов местного самоуправления в реализации аналогичных мероприятий.
При получении достоверных данных о невозможности осуществления деятельности на основе высокой степени самостоятельности всех участников межбюджетных отношений существует возможность усиления обусловленной , реформостимулирующей, целевой составляющей системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов. Это предполагает увеличение доли и уточнение характера использования таких инстрементов, как фонд муниципального развития, фонд софинансирования социальных расходов, республиканских целевых программ и, в первую очередь, ужесточение правил функционирования фонда реформирования муниципальных образований. Данный вариант, хотя и способен принести положительные результаты в среднесрочной перспективе (включая весь срок выполнения программы реформирования), однако, может создать чрезмерные иждивенческие, "реакционные" мотивы деятельности муниципальных администраций, исходя из чего признан запасным, а не приоритетным.
В отношении непосредственно относящегося к административным вопросам взаимодействия между Министерством финансов Республики Алтай, Правительством Республики Алтай и распорядителями бюджетных средств, не представляется необходимым рассматривать иные варианты решения поставленных задач, учитывая исключительную компетенцию Правительства Республики Алтай в области решения этих вопросов.
Цель "повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления". Здесь принципиальное решение относительно выбора конкретных механизмов реализации данного направления было сформировано с учетом, как действующих условий (ограничений по заказу, сбору и обработке информации и так далее), так и перспективных обстоятельств развития, включающих вступление в силу поправок в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В частности, основной вопрос соотношения между уровнем ответственности и самостоятельности органов местного самоуправления в рамках настоящей программы определялся исходя из максимальной автономности муниципалитетов.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость повышения достоверности и объективности информации о социально-экономическом уровне развития конкретных территорий, законодательно установленных границ установления и исполнения конкретных полномочий, существует альтернативный метод обеспечения решения поставленных исходя из установленной цели задач.
То есть, осуществление необходимых действий может быть выполнено в рамках централизованных закупок специализированных статистических наблюдений, формирования определенных целевых программ, применения обусловленной финансовой поддержки и так далее.
Цель "совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета" не предусматривает альтернативных вариантов ее достижения. Учитывая, что подавляющее большинство функций относится к исключительной компетенции Правительства Республики Алтай, планирование иных вариантов решения поставленных задач не представляется экономически и логически целесообразным.
Так же, в рамках программы, сформирован Региональный фонд реформирования муниципальных финансов (далее - Фонд). Фонд образуется в составе республиканского бюджета Республики Алтай и источником его образования являются собственные доходы республиканского бюджета Республики Алтай и источники финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Алтай.
Субсидии из Фонда предоставляются муниципальным образованиям, определенным по результатам отбора и осуществившим программы реформирования муниципальных финансов (далее - программы) или их этапов.
Порядок распределения средств Фонда между муниципальными образованиями:
- распределение субсидий из Фонда осуществляется по итогам отбора муниципальных образований Республике Алтай (далее - муниципальные образования);
- к участию в отборе допускаются все муниципальные образования, участвующие в проводимом Министерством финансов Республики Алтай мониторинге финансового положения и качества управления финансами муниципальных образований;
- сроки и порядок проведения отбора муниципальных образований определяются в Приказе Министерства финансов Республики Алтай.
Министерство финансов Республики Алтай определяет сроки и порядок проведения отборов, в том числе:
а) требования к программам муниципальных образований с учетом основных направлений реформирования муниципальных финансов;
б) формы заявок на участие в отборах (далее - заявки) и методические рекомендации по их составлению;