Республика Алтай - регион с уникальным природным, рекреационным, гидроэнергетическим и биосферным потенциалом, имеющим мировое значение, и одновременно отсталой экономической, финансовой и социальной инфраструктурой. Регион находится на юге Западной Сибири и граничит с Китайской Народной Республикой, Монголией и Республикой Казахстан. Его благоприятное геополитическое положение способствует развитию взаимовыгодных торгово-экономических и научно-технических отношений с соседними государствами и позволяет обеспечить проведение российских интересов на территории сопредельных государств.
Как субъект Российской Федерации и приграничный экономический регион Республика Алтай выступает проводником ряда интересов Российской Федерации, к основным из которых можно отнести:
- обеспечение внутреннего экономического и политического единства государства, в том числе через формирование и сохранение единого экономического пространства, основой которого выступает улучшение социально-экономического положения приграничных территорий;
- укрепление позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (регион обладает выгодным для России геополитическим положением);
- пополнение ресурсной базы экономики России в целом (регион богат природными ресурсами, некоторые из которых являются импортозамещающими и имеют стратегическое значение).
Учитывая запасы гидроэнергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, наличие других ресурсных составляющих, предполагается обеспечить переход экономики с экстенсивного на путь интенсивного динамичного развития. В рамках реализации данной стратегии на территории региона может быть сформирован ряд новых перспективных "точек роста" для повышения финансовой обеспеченности региона.
Реализация Программы направлена на достижение цели общероссийского масштаба по удвоению валового внутреннего продукта страны. В Республике Алтай это, прежде всего, обеспечение экономического роста, характеризуемого темпами прироста, по крайней мере, не ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу.
Предварительные расчеты показывают, что при отсутствии изменений существующей методики расчета ВВП, достичь удвоения ВРП к уровню 2001 года в период реализации Программы не представляется возможным. Однако более точные расчеты и формулировка промежуточных целей (подцелей) будут осуществлены на стадии проработки программных мероприятий.
Для достижения поставленной цели потребуется значительное повышение уровня работы на всех участках хозяйствования, в том числе активной работы по реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу. Использование имеющихся возможностей потребует перестройки на всех уровнях управленческой сферы, резкого повышения эффективности ее работы в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата, осуществления действенных мер по закреплению наметившихся положительных тенденций в развитии экономики региона и намного более интенсивной реализации приоритетных для республики направлений.
В связи с этим формирование Концепции основывалось на решении комплекса задач в экономической сфере, а также учитывалась общая картина социально-экономической ситуации, сложившаяся в Республике Алтай.
С открытием внешнего рынка и переходом к процессу строительства рыночной экономики ряд исторически сложившихся в республике традиционных отраслей стал неконкурентоспособным и, прежде всего, по себестоимости и качеству выпускаемой в них продукции. Существенным образом на увеличение себестоимости выпускаемой на территории республики продукции влияют неэффективность имеющихся технологий, издержки по транспортировке энергии, топлива и увеличенные транспортные издержки по доставке произведенной продукции к местам ее реализации.
В условиях предыдущей общественно-экономической формации эти издержки разного рода, влияющие на увеличение себестоимости продукции, погашались за счет государственных дотаций. С их отменой требуется либо поиск иных механизмов снижения себестоимости и доведения цены до конкурентоспособной, либо структурная перестройка хозяйственного механизма и создание наиболее благоприятных экономических условий для выпуска тех или иных видов продукции и услуг, которые конкурентоспособны по цене, а также выпуск которых невозможен не только в других регионах России, но и в других странах.
Необходимо принять в качестве свершившегося факта то, что денежные средства, выделенные Республике Алтай за период 1994-2004 годы и составляющие в сопоставимых ценах более пятнадцати миллиардов рублей, потрачены не эффективно, что подтверждается сокращением доли собственных доходов в бюджете РА, частично выведены из хозяйственного оборота и на снижение темпов экономического спада в хозяйственном комплексе республики повлияли мало.
Учитывая изменившиеся тенденции в формировании межбюджетных отношений, подкрепленные соответствующей законодательной и нормативной базой, необходимо учесть, что дотационные выплаты в доходную часть бюджета Республики Алтай за счет субвенций и дотаций Правительства России с каждым годом будет получать все более проблематично.
Наметившиеся позитивные сдвиги в последние годы по ряду направлений развития региона не имеют прочной основы и не носят системного характера. При более глубоком анализе становится очевидным, что большинство положительных изменений не очень значительны, временны и создают только видимость относительной стабильности.
Направление социально-экономической политики, основанное на инерционном варианте развития практически без вмешательства государства, является стратегически бесперспективным. Его реализация приведет лишь к дальнейшей консервации существующих диспропорций в экономике и социальной сфере, не решая стоящих перед республикой проблем, а также осложняя проблемы социальные.
Подъем экономики Республики Алтай требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, собственной энергетики, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, на основе оценки всех видов ресурсов следует определить перспективные направления, которые будут способствовать повышению финансовой обеспеченности региона и сопровождаться ростом доходообразующих факторов в бюджетной системе республики. Основываясь на анализе целей и исходя из геополитического положения и ресурсного потенциала Республики Алтай, целесообразно рассмотрение таких стратегически приоритетных направлений, как топливно-энергетический, транспортно-дорожный комплексы, туризм и рекреация.
Республика Алтай располагает двумя третями всех гидроресурсов Западной Сибири, и в то же время является энергодефицитным регионом. Современное состояние электроснабжения является одним из основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие республики, и характеризуется следующими основными проблемами:
- полная зависимость от энергетической ситуации в соседнем субъекте РФ;
- отсутствие собственных генерирующих источников электроэнергии;
- повышенная стоимость электроэнергии из-за высоких транспортных и эксплуатационных расходов;
- преобладание малоэффективных отопительных котельных;
- высокие транспортные расходы по доставке топлива;
- большие технические и коммерческие потери в электросетях.
Ограничения и преимущества в развитии топливно-энергетического комплекса республики обосновывают освоение гидроэнергетических ресурсов как одного из наиболее перспективных направлений.
Республика располагает богатейшим гидроэнергетическим потенциалом рек (более 60 млрд.кВт.час). Использование данного вида возобновляемого ресурса является весьма перспективным проектом для дальнейшего развития экономики Республики Алтай и всей Западной Сибири. Освоение гидроэнергетических ресурсов целесообразно по следующим причинам:
- продукция этой отрасли экспортоориентирована;