Республика Алтай относится к регионам с незначительным производственно-инфраструктурным потенциалом и умеренным риском, для которых в то же время характерен высокий природно-ресурсный потенциал, но чрезвычайно низкий финансовый.
Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в последние годы, объем инвестирования еще недостаточен для обеспечения устойчивого экономического роста. Тенденция роста инвестиций в республике прослеживается с 1999 года. За последние пять лет объем инвестиций в основной капитал увеличился в 1,7 раза (или в среднем на 150 млн.руб. в год).
Приоритетными направлениями капитальных вложений, на протяжении последних пяти лет, являются отрасли непроизводственной сферы, удельный вес которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составлял 33,2%-57,5%.
Однако оценка состояния отраслей социальной сферы за последние пять лет показывает, что поставленные цели не достигнуты. Так, почти 700 объектов непроизводственной сферы находятся в работе, и для их завершения требуется более 5 млрд.рублей, или более 20 лет по срокам, учитывая возможности бюджета Республики Алтай и поддержку федерального бюджета. В результате растет долгострой, увеличиваются затраты на корректировку проектно-сметной документации и охрану объектов, распыляются вкладываемые средства.
Доля собственных средств предприятий в структуре инвестиций сократилась с 34,8% до 12%. Удельный вес бюджетных средств возрос до 75,7%, в том числе за счет средств федерального - до 51,3%. Это, с одной стороны, создает представление об относительной легкости решения проблемы структурного перераспределения средств, т.к. три четверти их находится в сфере непосредственного государственного управления, с другой стороны, показывает низкую эффективность использования государственных средств, так как они распыляются, значительно снижая их инвестиционную эффективность.
Основные проблемы в инвестиционной сфере Республики Алтай заключаются в отсутствии четко выраженной республиканской инвестиционной политики, распылении бюджетных средств на строительство объектов только общественной инфраструктуры; слабом использовании механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции, инструментов фондового рынка для привлечения инвестиционного капитала.
Инвестиционная политика Республики Алтай в перспективе до 2010 года заключается в создании благоприятного инвестиционного климата для экономической деятельности, стимулирующего развитие предпринимательской инициативы и расширяющего приток инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Проведение инвентаризации строящихся и проектируемых объектов общественной инфраструктуры.
2. Обеспечение, начиная с 2006 года, первоочередного финансирования объектов общественной инфраструктуры со степенью готовности более 50%.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы для привлечения социальных инвесторов и организация ОЭЗ рекреационно-туристского типа.
4. Использование внутренних инвестиционных ресурсов (сбережений населения, накоплений предприятий) с применением прогрессивных финансовых технологий.
Предполагаемая к проведению инвестиционная политика должна решать следующие первоочередные задачи привлечения средств от:
- частных инвесторов на конкурсной основе для реализации высокодоходных бизнес-проектов с созданием системы государственных гарантий частным инвесторам;
- бюджета Республики Алтай в виде субсидий на погашение процентной ставки кредита для финансирования инвестиционных программ в стратегически важных отраслях реального сектора экономики и реализацию социально-значимых инвестиционных проектов с последующей продажей акций и возвратом вложенных бюджетных ресурсов.
Инвестиционная стратегия определена на основе комплексной проработки вопросов, касающихся возможных (сценарных) вариантов социально-экономического развития Республики Алтай в условиях тесных взаимосвязей с экономикой России, и исходя из реальных перспектив мобилизации финансовых средств для осуществления инвестиционных программ и проектов в приоритетных отраслях и сферах экономики республики.
В перечень важных инвестиционных проектов, которые целесообразно реализовать на территории Республики Алтай, необходимо отнести:
возвратное инвестирование строительства Алтайской ГЭС на р.Катунь;
строительство газопровода Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху и перспективой его продолжения на территорию СУАР КНР;
расширение транспортного коридора Новосибирск-Ташанта с продолжением до Ховда (МНР) и выходом на границу с КНР;
развитие республиканской системы связи и телекоммуникаций с использованием геостационарных спутников.
Республиканские инвестиционные программы целесообразно ограничить следующими направлениями:
создание особой экономической зоны рекреационно-туристического типа;
восстановление республиканской закупочно-сбытовой сети для продукции сельского хозяйства;
создание муниципальной сети перерабатывающих производств сырьевых ресурсов.
Инвестиционные программы муниципального уровня возможно сосредоточить на следующем:
поддержка проектов развития малого и среднего предпринимательства;
освоение различных видов местных минерально-сырьевых, природных и рекреационных ресурсов.