Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2005 года N 202

Об утверждении Концепции Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 26.03.2018 N 83.
____________________________________________________________________



В целях формирования условий, обеспечивающих достижение устойчивых темпов роста качества жизни, обоснования вариантов первого этапа по выводу республики на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого социально-экономического развития с соблюдением экологических ограничений Правительство Республики Алтай

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы.

2. Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Зотов М.П.) разработать Программу социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы в срок до 15 декабря 2005 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тайтакова Н.М.



Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ТОРГОВЛИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

КОНЦЕПЦИЯ
Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы

г.Горно-Алтайск
2005


1. Концепция Программы

Основные предпосылки



Программа социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу является частью более общей долгосрочной стратегии развития Республики Алтай на период до 2010 года, ее детализацией на 2006-2009 годы.

Необходимость разработки данной Программы вызвана несколькими обстоятельствами. Во-первых, Республика Алтай, находясь по ряду показателей социально-экономического развития на одном из последних мест среди регионов Сибири, не имеет достаточных возможностей для самостоятельного решения всех проблем. За счет внешних источников (главным образом, средств федерального бюджета) покрывается более половины всех расходов республики. Из-за отсутствия четкой как долгосрочной, так и среднесрочной комплексной программы не происходит концентрации средств на ключевых, приоритетных направлениях, что, безусловно, снижает эффективность их использования. В этих условиях бюджет используется для решения сиюминутных экономических задач в ущерб долгосрочным целям.

Во-вторых, республика обладает богатейшим природным потенциалом, что позволяет ей рассчитывать (при целенаправленной внешней поддержке) в обозримой перспективе стать бездотационным регионом.

В-третьих, наличие уникальных природных ресурсов, с одной стороны, и уязвимость горных ландшафтов, с другой, накладывают серьезные экологические ограничения для интенсивного индустриального и аграрного развития территорий Республики Алтай, вместе с тем открывая возможности для отработки в данном регионе стратегии устойчивого развития. Однако это также требует определенной целевой финансовой поддержки.

В-четвертых, согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и аналогичной Концепции на республиканском уровне, основным направлением признано совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов планирования как социально-экономического развития регионов и территорий, так и бюджетного развития, в частности.

Программа на среднесрочную перспективу служит инструментом реализации экономической и социальной стратегии, политики регионального развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения ключевых территориальных проблем и призвана обозначить пути реализации основных концептуальных положений и стратегических направлений в развитии производительных сил Республики Алтай.

В отличие от традиционного подхода предлагается несколько иная идеология построения концепции данной программы. Программа представляет собой не только и не столько взаимоувязанный перечень инвестиционных проектов, сколько документ, анализирующий современное состояние региона и причины кризиса, и на базе этого анализа предлагающий пути развития и определяющий роль в этом государства.

В Концепции предусматривается реализация трех взаимосвязанных подходов к развитию экономики Республики Алтай: проблемного, отраслевого и территориального.

Анализ и диагностика современного состояния и основных проблем развития региона


Республика Алтай - регион с уникальным природным, рекреационным, гидроэнергетическим и биосферным потенциалом, имеющим мировое значение, и одновременно отсталой экономической, финансовой и социальной инфраструктурой. Регион находится на юге Западной Сибири и граничит с Китайской Народной Республикой, Монголией и Республикой Казахстан. Его благоприятное геополитическое положение способствует развитию взаимовыгодных торгово-экономических и научно-технических отношений с соседними государствами и позволяет обеспечить проведение российских интересов на территории сопредельных государств.

Как субъект Российской Федерации и приграничный экономический регион Республика Алтай выступает проводником ряда интересов Российской Федерации, к основным из которых можно отнести:

- обеспечение внутреннего экономического и политического единства государства, в том числе через формирование и сохранение единого экономического пространства, основой которого выступает улучшение социально-экономического положения приграничных территорий;

- укрепление позиций Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (регион обладает выгодным для России геополитическим положением);

- пополнение ресурсной базы экономики России в целом (регион богат природными ресурсами, некоторые из которых являются импортозамещающими и имеют стратегическое значение).

Учитывая запасы гидроэнергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, наличие других ресурсных составляющих, предполагается обеспечить переход экономики с экстенсивного на путь интенсивного динамичного развития. В рамках реализации данной стратегии на территории региона может быть сформирован ряд новых перспективных "точек роста" для повышения финансовой обеспеченности региона.

Реализация Программы направлена на достижение цели общероссийского масштаба по удвоению валового внутреннего продукта страны. В Республике Алтай это, прежде всего, обеспечение экономического роста, характеризуемого темпами прироста, по крайней мере, не ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу.

Предварительные расчеты показывают, что при отсутствии изменений существующей методики расчета ВВП, достичь удвоения ВРП к уровню 2001 года в период реализации Программы не представляется возможным. Однако более точные расчеты и формулировка промежуточных целей (подцелей) будут осуществлены на стадии проработки программных мероприятий.

Для достижения поставленной цели потребуется значительное повышение уровня работы на всех участках хозяйствования, в том числе активной работы по реализации Программы социально-экономического развития Республики Алтай на среднесрочную перспективу. Использование имеющихся возможностей потребует перестройки на всех уровнях управленческой сферы, резкого повышения эффективности ее работы в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата, осуществления действенных мер по закреплению наметившихся положительных тенденций в развитии экономики региона и намного более интенсивной реализации приоритетных для республики направлений.

В связи с этим формирование Концепции основывалось на решении комплекса задач в экономической сфере, а также учитывалась общая картина социально-экономической ситуации, сложившаяся в Республике Алтай.

С открытием внешнего рынка и переходом к процессу строительства рыночной экономики ряд исторически сложившихся в республике традиционных отраслей стал неконкурентоспособным и, прежде всего, по себестоимости и качеству выпускаемой в них продукции. Существенным образом на увеличение себестоимости выпускаемой на территории республики продукции влияют неэффективность имеющихся технологий, издержки по транспортировке энергии, топлива и увеличенные транспортные издержки по доставке произведенной продукции к местам ее реализации.

В условиях предыдущей общественно-экономической формации эти издержки разного рода, влияющие на увеличение себестоимости продукции, погашались за счет государственных дотаций. С их отменой требуется либо поиск иных механизмов снижения себестоимости и доведения цены до конкурентоспособной, либо структурная перестройка хозяйственного механизма и создание наиболее благоприятных экономических условий для выпуска тех или иных видов продукции и услуг, которые конкурентоспособны по цене, а также выпуск которых невозможен не только в других регионах России, но и в других странах.

Необходимо принять в качестве свершившегося факта то, что денежные средства, выделенные Республике Алтай за период 1994-2004 годы и составляющие в сопоставимых ценах более пятнадцати миллиардов рублей, потрачены не эффективно, что подтверждается сокращением доли собственных доходов в бюджете РА, частично выведены из хозяйственного оборота и на снижение темпов экономического спада в хозяйственном комплексе республики повлияли мало.

Учитывая изменившиеся тенденции в формировании межбюджетных отношений, подкрепленные соответствующей законодательной и нормативной базой, необходимо учесть, что дотационные выплаты в доходную часть бюджета Республики Алтай за счет субвенций и дотаций Правительства России с каждым годом будет получать все более проблематично.

Наметившиеся позитивные сдвиги в последние годы по ряду направлений развития региона не имеют прочной основы и не носят системного характера. При более глубоком анализе становится очевидным, что большинство положительных изменений не очень значительны, временны и создают только видимость относительной стабильности.

Направление социально-экономической политики, основанное на инерционном варианте развития практически без вмешательства государства, является стратегически бесперспективным. Его реализация приведет лишь к дальнейшей консервации существующих диспропорций в экономике и социальной сфере, не решая стоящих перед республикой проблем, а также осложняя проблемы социальные.

Подъем экономики Республики Алтай требует значительных внешних инвестиций, необходимых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, собственной энергетики, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, на основе оценки всех видов ресурсов следует определить перспективные направления, которые будут способствовать повышению финансовой обеспеченности региона и сопровождаться ростом доходообразующих факторов в бюджетной системе республики. Основываясь на анализе целей и исходя из геополитического положения и ресурсного потенциала Республики Алтай, целесообразно рассмотрение таких стратегически приоритетных направлений, как топливно-энергетический, транспортно-дорожный комплексы, туризм и рекреация.

Республика Алтай располагает двумя третями всех гидроресурсов Западной Сибири, и в то же время является энергодефицитным регионом. Современное состояние электроснабжения является одним из основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие республики, и характеризуется следующими основными проблемами:

- полная зависимость от энергетической ситуации в соседнем субъекте РФ;

- отсутствие собственных генерирующих источников электроэнергии;

- повышенная стоимость электроэнергии из-за высоких транспортных и эксплуатационных расходов;

- преобладание малоэффективных отопительных котельных;

- высокие транспортные расходы по доставке топлива;

- большие технические и коммерческие потери в электросетях.

Ограничения и преимущества в развитии топливно-энергетического комплекса республики обосновывают освоение гидроэнергетических ресурсов как одного из наиболее перспективных направлений.

Республика располагает богатейшим гидроэнергетическим потенциалом рек (более 60 млрд.кВт.час). Использование данного вида возобновляемого ресурса является весьма перспективным проектом для дальнейшего развития экономики Республики Алтай и всей Западной Сибири. Освоение гидроэнергетических ресурсов целесообразно по следующим причинам:

- продукция этой отрасли экспортоориентирована;

- продажа электроэнергии потребителям по цене, близкой к ее себестоимости, позволит снизить себестоимость продукции, производимой во всех отраслях экономики, и повысить ее конкурентоспособность;

- учитывая отсутствие издержек на добычу и доставку к месту выработки электроэнергии необходимых энергоносителей, данную отрасль можно считать высокоэффективной.

Целесообразно рассмотреть вариант строительства ГЭС на реке Катунь, что позволит в первую очередь обеспечить нужды населения и хозяйственного комплекса республики, затем способствовать реконструкции энергетического хозяйства близлежащих регионов.

Для электроснабжения населенных пунктов, расположенных далеко от магистральных ЛЭП, целесообразно сооружение малых ГЭС. Концепцией развития и схемы размещения объектов малой энергетики на территории республики предусмотрено строительство 35 таких объектов.

Решение проблем и задач энергообеспечения и перспективного развития топливно-энергетического комплекса Республики Алтай будет обозначено в Стратегии развития энергетики Республики Алтай на 2006-2010 годы и на перспективу до 2020 года, которая подготавливается соответствующими ведомствами и планируется к рассмотрению.

Реализация проекта позволит создать в республике собственный бесперебойный источник энергоснабжения, а также экспортировать избыток электроэнергии в северо-западную часть Монголии, Китай и Восточный Казахстан. Поставки электроэнергии в данные районы необходимы для освоения богатых залежей полезных ископаемых (полиметаллические, серебряные руды, минеральные красители и т. д.) на их территории.

При освоении одной десятой имеющихся гидроэнергетических мощностей республики и цене на электроэнергию в пределах двух центов за киловатт, суммарный доход бюджета Республики Алтай от данной отрасли может составлять сумму, эквивалентную 10-15 млн.долларов, или около 7-10% его доходной части.

В рамках создания экологически приемлемой энергоснабжающей базы необходимо обозначить строительство магистрального газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху, что позволит обеспечить надежное снабжение потребителей энергоносителем, решить проблемы загрязненности атмосферы в зоне действия котельных, оптимизировать использование бюджетных средств на поставку топлива и обеспечить экономию средств в пределах 100-120 млн.руб. в год. С учетом высокой изношенности оборудования и тепловых сетей реализация проекта будет сопровождаться процессом перевода ряда котельных на газ и газификации в первую очередь г.Горно-Алтайска и с.Майма.

Управление развитием энергосбережения будет осуществляться при сочетании экономических, организационных и технических методов.

Рост тарифов на электроэнергию является одним из стимулов рационального потребления и энергосберегающей политики, что делает мероприятия по энергосбережению экономически выгодными.

Планируемые административные меры включают разработку и принятие республиканского закона об энергосбережении в Республике Алтай, создания центра по энергосбережению, внедрение системы энергоаудита, обеспечение при проектировании, строительстве и реконструкции объектов требований строительных норм и правил по энергосбережению, а также внедрение энергосберегающих технологий в производство.

В технической области главное внимание предполагается уделить широкому внедрению регулирующих и измерительных приборов, тепловых и водяных счетчиков. С созданием системы аудита будут выявлены теплопотери в существующих зданиях с последующими мероприятиями по их устранению.

Выгодное геополитическое положение Республики Алтай создает все необходимые предпосылки для сотрудничества с соседними регионами и сопредельными государствами по развитию единой транспортной инфраструктуры. Потенциал, определяющий транзитное положение республики, обеспечит развитие транспортного комплекса, как фактора для дальнейшей интеграции России в мировую экономику в ее азиатской части. Развитие и расширение экономических связей Республики Алтай с Республикой Монголия и Китайской Народной Республикой способствуют такой возможности.

В связи с этим преимущественное развитие должно получить расширение дороги на Монголию и ее продолжение к границе с Китаем. Несмотря на высокие затраты на изыскательские и строительные работы, при реализации данного проекта будут учитываться экологические ограничения. Реализация проекта позволит активизировать торгово-экономическое сотрудничество и развитие туризма, деятельность хозяйствующих субъектов, будет способствовать созданию конкуренции и развитию приграничной торговли на территории региона.

Наряду с реализацией данного приоритетного направления, развитие получат и другие направления дорожной политики, прежде всего развитие сети автодорог. Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Алтай и функционируют на ее территории как единый взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс. Тем самым они являются составной частью единой транспортной системы Сибири и предназначены для удовлетворения потребностей и нужд граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, обороны и обеспечивают конституционное право граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

Развитие и нормальное функционирование автомобильных дорог являются важнейшими условиями развития экономики Республики Алтай. Направленные на эти цели меры закреплены и будут реализовываться в рамках Программы развития автомобильных дорог Республики Алтай на период до 2010 года "Дороги Горного Алтая XXI века".

В качестве основных задач обозначены развитие и модернизация опорной дорожной сети, и в первую очередь, автомобильных дорог, входящих в состав международных и российских транспортных коридоров, обеспечивающих устойчивые международные и межрегиональные связи. Целесообразно сформировать единую дорожную сеть на основе координируемого развития территориальных автомобильных дорог республики и муниципальных дорог.

Необходимо совершенствование действующей системы финансирования автомобильных дорог с внесением соответствующих норм в законодательные акты, привлечения средств инвесторов в дорожное строительство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»