Недействующий

Об утверждении Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


В 2005 году заканчивает действие программа развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы. Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ростовской области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы СМП, контролировать исполнение намеченных результатов.

Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ростовской области стали тенденции роста количества СМП, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в этой сфере (приложение 1).

На момент разработки Программы в малом секторе экономики Ростовской области сложилась следующая ситуация. Всего действует около 150 тысяч СМП, в том числе 29 тысяч малых предприятий и 103,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В 39 муниципальных районах и городских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофинансовые организации - это кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, другие объекты инфраструктуры, выдающие займы СМП (далее - микрофинансовые организации); информационные, консультационные организации и учебно-производственные площадки для начинающих предпринимателей - это агентства поддержки малого и среднего бизнеса, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого агробизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу различные программы кредитования - от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов. Активизировалась деятельность лизинговых компаний.

В городских и муниципальных районах разработаны и реализуются муниципальные программы развития малого бизнеса.

Ежегодно рассчитываемая доля объема продукции малых предприятий в структуре валового регионального продукта имеет тенденцию к росту, и по состоянию на 1 января 2005 года составила 27,8 процента.

Основные показатели деятельности малых предприятий в первом полугодии 2005 года следующие:

оборот малых предприятий - 122,5 млрд.рублей;

доля малых предприятий в объемах отгруженных товаров собственного производства и выполнении работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий промышленных видов деятельности - 20 процентов;

доля оборота малых предприятий оптовой торговли - 63,5 процента;

доля оборота малых предприятий розничной торговли -33,2 процента;

среднемесячная заработная плата на малых предприятиях - 3846 рублей;

доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики области - 10,9 процента.

СМП привлекаются к выполнению государственных и муниципальных заказов, получают финансовую поддержку из средств областного и местных бюджетов, финансово-кредитных учреждений и лизинговых компаний в форме кредитов, субсидий, гарантий, лизинга оборудования.

(в редакции Областного закона от 28.09.2007 N 770-ЗС, НГР:ru61000200700398).

С целью развития инвестиционной и инновационной деятельности малых предприятий на региональном уровне сформирована законодательная база, реализуются мероприятия, нацеленные на привлечение инвестиций в различные виды деятельности, в том числе в инновационной сфере. Так, в 2007 году планируется создание фонда, осуществляющего финансирование инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Содействие развитию данного фонда будет осуществляться на условиях долевого софинансирования из средств федерального и областного бюджетов.

(Абзац 16 в редакции Областного закона от 31.07.2006 N 524-ЗС, НГР:ru61000200600211).

За последние 2,5 года увеличены масштабы образовательного и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Разработаны учебные программы и типовые планы, позволяющие повышать уровень квалификации начинающих и действующих предпринимателей. Регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, издается справочная и методическая литература. Информационный портал расширен за счет привлечения региональных СМИ к освещению мероприятий государственной поддержки малого бизнеса.

Создание и организация работы Советов по малому предпринимательству, специализированных межведомственных комиссий укрепило взаимодействие с предпринимательским сообществом, его доверие к органам представительной, исполнительной власти и местного самоуправления, а также позволило принимать оперативные и оптимальные решения.

Развитие межрегионального сотрудничества открыло доступ СМП к рынкам других регионов, позволило наладить взаимовыгодный товарообмен.

Проведение социологических опросов, маркетинговых и статистических аналитических исследований позволило своевременно определять остроту и количество нерешенных проблем, реагировать на них, внося соответствующие изменения в программные мероприятия. Кроме того, результаты социологических опросов легли в основу формирования мероприятий государственной поддержки и нашли отражение в методических рекомендациях администрациям муниципальных образований по разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы.

В то же время несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий не решены проблемы:

снижения излишнего администрирования, оказания помощи при "вхождении" в бизнес новым участникам рынка;

повышения образовательного и информационного уровня предпринимателей;

облегчения доступа СМП к финансовым и инвестиционным ресурсам;

развития инновационного и экспортно-ориентированного малого бизнеса;

обеспечения занятости населения в труднодоступных и экономически депрессивных территориях, повышения уровня официально регистрируемой заработной платы, борьбы с бедностью.