Действующий

Об утверждении Концепции "Основные направления государственной информационной политики Сахалинской области до 2010 года"

5. Государственная политика в сфере массовой информации


Сегодня общество переживает закономерную информационную революцию, связанную с формированием и развитием глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты и воздействующих одновременно как на каждого человека в отдельности, так и на огромные массы людей.

В этих условиях особое значение приобретает в первую очередь массовая информация, а именно печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга потребителей. Современные СМИ не только оперативно отражают мировые события, но в значительной степени занимаются анализом информации, ее предварительной фильтрацией и целенаправленным отбором. СМИ имеют возможность постепенно, методично продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого конкретного человека и общество в целом, подготавливая, закрепляя и ускоряя процесс принятия идей.

В настоящее время на федеральном уровне плодотворно формируется и реализуется государственная информационная политика. Общефедеральные государственные СМИ стремятся к созданию и укреплению единого информационного пространства России и стран СНГ. Реализуются проекты построения единого информационного поля России, формирования информационной политики, способствующей развитию демократических принципов развития общества.

Сахалинская область в последние годы становится центром деловой активности Дальнего Востока в связи с реализацией широкомасштабных нефтегазовых проектов и развитием других отраслей экономики и должна стать неразрывным звеном в процессе интеграции России в единое информационное пространство.

Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государственных структур. В связи с этим региональная информационная политика предусматривает:

- совершенствование мер по удовлетворению потребностей населения области в широком доступе к массовой информации;

- совершенствование экономических, правовых, организационных и организационно-технических условий, необходимых для эффективного функционирования средств массовой информации, содействие развитию местных СМИ;

- совершенствование правового регулирования в части гарантий свободного распространения массовой информации, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечение плюрализма СМИ, доступа к

- официальной информации, ориентации СМИ на базовые принципы информационной политики в Сахалинской области;

- модернизацию технических средств производства и доставки продукции средств массовой информации;

- формирование благоприятной информационной среды на территории Сахалинской области в целях привлечения инвестиций и развития экономического потенциала.

Основной задачей информационной политики по отношению к СМИ является реализация правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих в деятельности СМИ баланс интересов личности, общества и государства. СМИ должны служить механизмом организации отношений между населением и социальными институтами общества, в том числе выражающими интересы власти и бизнеса, быть инструментом диалога между ними.

Печать, телерадиовещание и Интернет должны не следовать за потребностями аудитории, а быть впереди них, формировать эти потребности, исходя из государственной политики социально-экономического развития страны. Поэтому государство в лице уполномоченных органов власти обязано проводить мониторинг программной политики СМИ, осуществлять контроль, регулировать деятельность всей информационной отрасли в целом. Одна из форм этой деятельности - производство и размещение продукции СМИ на основе государственных контрактов.

Одновременно необходимо создание государственного сектора медиаотрасли на новых - содержательном и технико-творческом - уровнях развития. Развитие государственных региональных СМИ является частью национальной информационной политики.

Продукция СМИ, производимая для государственных нужд, должна быть конкурентоспособна, отличаться жанровым разнообразием и высокими качественными показателями. Для этого необходимо создание действенного механизма подготовки и повышения квалификации журналистских кадров.

5.1. Основные тенденции развития отрасли

Периодические печатные издания


В конце 90-х годов положение дел в сфере информационного обеспечения населения нельзя было назвать удовлетворительным. В области отсутствовала современная база СМИ. В газетном производстве доминировала высокая печать газет, что серьезно сдерживало развитие печатных СМИ и отрицательно влияло на оперативность передачи информации. Информационное взаимодействие между СМИ, прежде всего областными и районными, не было отлажено. До 2000 года две трети населения были лишены возможности получать информацию о событиях, происходящих в области, посредством телевидения.

С начала десятилетия отмечается положительная динамика развития сахалинского медиарынка. В период с 2001 по 2005 год число зарегистрированных СМИ увеличилось почти в 3 раза. В настоящее время на территории области зарегистрировано 185 средств массовой информации. Основными источниками массовой информации о жизни региона являются:

- около 100 областных печатных изданий;

- более 20 районных печатных изданий;

- около 40 телевизионных и радиопрограмм;

- 4 информационных агентства.

На территории области выходят в эфир 11 телевизионных компаний и 6 радиостанций.

В Сахалинской области выпускается 20 общественно-политических районных газет общим тиражом около 50 тысяч экземпляров. Это наиболее массовый и доступный для жителей районов области канал оперативной и объективной информации.

Тематическое пространство районных газет существенно расширилось благодаря информационной поддержке со стороны администрации Сахалинской области. На договорной основе в муниципальных периодических печатных изданиях ежемесячно публикуются материалы о наиболее значимых событиях, происходящих на территории Сахалинской области, о деятельности органов власти по актуальным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам.