Финансирование дорожного хозяйства в последние годы было нестабильным. В сравнении с 2000 годом расходы на финансирование дорожного хозяйства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета в целом по Российской Федерации сократилось более чем в 2 раза (с 389 млрд. рублей в 2000 году до 182 млрд. рублей в 2005 году), а доля этих расходов в общем объеме расходов федерального бюджета в 2005 году сокращена до 3 процентов в сравнении с 5,5 процента в 2000 году.
Еще более значительно уменьшилась доля расходов на финансирование дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В целом по Российской Федерации в 2005 году она составляет 1,1 процента, тогда как в 2000 году равнялась 2,9 процента.
Наметившаяся в период 1995-2004 годов тенденция роста автомобилизации и объема ВВП (рис. 1) сопровождалась незначительным приростом объемов финансирования дорожного хозяйства и, соответственно, протяженности автомобильных дорог. Снижение практически вдвое объема суммарных доходов дорожной отрасли за 2000-2004 годы обусловлено, главным образом, отменой налога на пользователей автомобильных дорог.
Республика Марий Эл по обеспеченности средствами дорожного хозяйства (республиканский бюджет Республики Марий Эл и финансовая помощь из федерального бюджета) находится в числе самых низко обеспеченных субъектов Российской Федерации (бюджет
2004 года 344,3 млн. рублей +145 млн. рублей). Удельная обеспеченность средствами на 1 км сети в 2004 году составляла 86,24 тыс. рублей/км против 197,2 тыс. рублей/км в среднем по Российской Федерации. Собственные доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл -53,79 тыс. рублей/км, или 27,3 процента от среднего уровня по России.
В течение 1993-2004 годов наблюдалась устойчивая тенденция к снижению эксплуатационно-технического состояния сети дорог. Происходило нарастание количества дефектов и разрушений по причине недостаточного восстановительного ремонта. Годовые объемы ремонтных работ снизились до 10 процентов от годовой нормативной потребности, составляющей 241 км. Аналитический межремонтный срок превышает 236 лет, при нормативном сроке 13 лет. Вследствие недостаточности финансирования в предшествующие годы накопленный "недоремонт" уже составляет более 2000 км, сметной стоимостью более 6 млрд. рублей. Динамика ремонтов автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1995-2005 годов представлена на рис. 2.
Сохранение сложившейся тенденции уменьшения финансирования дорожного хозяйства без учета действующих нормативов содержания и ремонта автомобильных дорог приведет к следующим последствиям:
несоответствие к 2010 году свыше 80 процентов автомобильных дорог нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет рост расходов на их ремонт и содержание;
уменьшение средней скорости движения автомобильного транспорта на 20 процентов и, соответственно, резкое падение рентабельности и конкурентоспособности местных товаропроизводителей;
утрата потребительских качеств части дорог и, как следствие, их списание;
сохранение тенденции к сокращению числа сельских населенных пунктов и выводу из оборота земель сельскохозяйственного назначения.
При аналогичной недостаточности финансирования дорожного хозяйства продолжится деградация дорожной сети республики с тенденцией ускорения вследствие нарастания разрушений дорог как по протяженности, так и по степени тяжести.
В настоящее время автомобильные дороги Республики Марий Эл и улично-дорожная сеть муниципальных образований практически не строятся, так как республиканский бюджет Республики Марий Эл и бюджеты муниципальных образований не имеют на это достаточных средств.
Динамика строительства автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл за период 1995-2005 годов представлена на рис. 3.