Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, оказание мер социальной поддержки населению.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач и мероприятий:
- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, переход от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к адресной социальной поддержке граждан;
- снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств;
- внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирования потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома;
- создание на территориях муниципальных образований единых расчетно-кассовых центров по оплате коммунальных услуг ("Одно окно");
- формирование рыночных механизмов, инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению и привлечения частного бизнеса, а также создания эффективной системы управления производством и реализации услуг ЖКХ на основе долгосрочных инвестиционных отношений;
- обеспечение реального наполнения доходной части консолидированного бюджета за счет дополнительных поступлений налогов от производственной деятельности предприятий ЖКХ (приложение 3 к Программе);
- установление заработной платы работникам отрасли ЖКХ не менее принятой величины месячного прожиточного минимума в Астраханской области;
- содействие подготовке кадров в отрасли ЖКХ;
- приведение в соответствие федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц фактически сложившемуся в области экономически обоснованному тарифу;
- содействие в создании ТСЖ, управляющих компаний;
- проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области;
- реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета;
- организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ.
4.1. Обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг
Достаточность финансового обеспечения организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет произведена путем реализации принципа полного возмещения затрат каждым потребителем этих услуг. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма затрат всех участников процесса предоставления услуги.
Необходимо последовательно реализовать принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за наем в зависимости от благоустройства, качества и местоположения жилья.
Правительством Астраханской области ежегодно утверждаются региональные стандарты:
- социальной нормы площади жилого помещения;
- предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, в среднем по Астраханской области и дифференцированно по муниципальным образованиям области;
- предельной стоимости капитального ремонта 1 кв. метра общей площади жилья в месяц, в среднем по Астраханской области и дифференцированно по муниципальным районам области;
- уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;
- максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Соблюдение муниципальными образованиями области уровня платежей граждан в размере 100% от экономически обоснованного тарифа будет также использоваться в качестве одного из критериев и условий распределения средств областного бюджета, направляемых на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса.
При условии принятия муниципальными образованиями уровня платежей граждан ниже 100% возмещение разницы в тарифах должно быть предусмотрено в местных бюджетах, в обратном случае при формировании межбюджетных отношений между областным и местным бюджетами размер финансовой помощи будет уменьшаться.
Необходимы: