Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
На протяжении последних десятилетий капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялись по остаточном принципу, так как бюджетные возможности области весьма ограничены.
Анализ финансового положения жилищно-коммунального хозяйства области показывает, что основными должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней и бюджетные организации (28% от общей дебиторской задолженности), население (55%), организации различных форм собственности (17%).
Размеры существующей задолженности и отсутствие в настоящее время перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений.
В сфере ЖКХ прослеживается несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и жилищно-коммунальные услуги и уровнем доходов населения (приложение 1 к Программе).
Названный фактор является источником целого ряда серьезных проблем, возникших в ходе реформирования ЖКХ, начиная с трудностей внедрения системы адресного субсидирования и заканчивая проблемами задолженности и финансового оздоровления предприятий ЖКХ.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется:
- низким качеством предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг;
- износом технологического оборудования и основных средств ЖКХ;
- убыточностью отрасли ЖКХ, что, в свою очередь, требует отвлечения значительных бюджетных средств на компенсацию убытков предприятиям ЖКХ, подготовку объектов ЖКХ к осенне-зимнему сезону;
- невозможностью привлечения в сферу ЖКХ негосударственных инвестиций вследствие отсутствия источников и гарантий возврата инвестиций;
- значительным дефицитом квалифицированных кадров;
- задолженностью предприятий ЖКХ за электроэнергию, тепло и газ, а также отсутствием перспектив урегулирования данной задолженности;
- отсутствием инициативы органов местного самоуправления по привлечению инвестиций в муниципальную инфраструктуру для решения проблем отрасли ЖКХ.
Финансирование предприятий ЖКХ Астраханской области из областного бюджета осуществляется по двум основным статьям расходов, которые планируется исполнить в полном объеме:
- возмещение расходов предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- возмещение затрат предприятий на предоставление жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам, получающим субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, в целях поддержки муниципальных образований и реализации мероприятий по подготовке области к осенне-зимнему сезону ежегодно из областного бюджета оказывается финансовая помощь на приобретение топлива для котельных.
Однако, несмотря на проводимые в Астраханской области мероприятия по финансовой поддержке предприятий жилищно-коммунального комплекса, показатель их убыточности не снизится до тех пор, пока не установится соответствие между федеральным стандартом предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и фактически сложившимся в области экономически обоснованным тарифом (приложение 2 к Программе).
Указанное несоответствие приводит к занижению объемов финансовой поддержки области из федерального бюджета и значительному выпадению доходов предприятий ЖКХ, их убыточному функционированию.
Таким образом, для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Астраханской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства.