Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 27 апреля 1998 года N 5-з

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

{Изменения и дополнения:
Закон РСО-Алания от 07.10.98 N 13-рз; НГР: ru15000199800007
Закон РСО-Алания от 15.06.01 N 20-рз; НГР: ru15000200100050}

{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 22.10.07 N 51-РЗ; НГР: ru15000200700209}

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели Закона "Об охране окружающей природной среды"


Целями настоящего Закона являются реализация конституционного права граждан Республики Северная Осетия - Алания на благоприятную окружающую природную среду и, в комплексе с мерами организационного, правового, экономического, образовательного и воспитательного воздействия, формирование и укрепление экологического правопорядка, обеспечение экологической безопасности Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 2. Основные понятия


К основным понятиям, применяемым в настоящем Законе, относятся:

Государственный контроль за охраной и использованием природных ресурсов - управление, использование, воспроизводство и охрана отдельных природных ресурсов (недр, земли, водоемов, растительного и животного мира и других) на территории Республики Северная Осетия - Алания.

Государственный экологический контроль - государственное регулирование и координация в области охраны окружающей природной среды, контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды, ее состоянием и изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности; обеспечение экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, осуществление государственной экологической экспертизы.

Загрязнение - привнесение в окружающую природную среду или возникновение в ней обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов, или превышение в рассматриваемое время естественного среднего уровня концентраций перечисленных агентов в окружающей природной среде.

Лицензия на природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на пользование определенным видом природных ресурсов и на определенное воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий, в том числе экологических.

Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, складированием, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов.

Окружающая природная среда - совокупность природных и антропогенных факторов, оказывающих непосредственное и опосредствованное воздействие на человека.

Охрана окружающей природной среды - система мер, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждающих прямое или косвенное отрицательное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и проявляется воздействие на компоненты окружающей природной среды.

Природопользователь - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы.

Специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей природной среды - орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, государственный экологический контроль, проводящий государственную экологическую экспертизу в целях оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды на территории Республики Северная Осетия - Алания.

Специально уполномоченные государственные органы в области охраны и использования природных ресурсов - органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, использование, восстановление и охрану отдельных видов природных ресурсов (недр, земли, водоемов, растительного и животного мира и других) на территории Республики Северная Осетия - Алания.

Экологическое аудирование - независимая, систематическая, объективная и обязательная проверка текущей деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенным для предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду.

Экологический мониторинг - проводимые по определенной программе наблюдения за компонентами природной среды, природными ресурсами, растительным и животным миром и другими природными объектами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду; оценка состояния указанных объектов наблюдения, прогноз их изменений.

Экологический паспорт - технический документ предприятия, отражающий уровень воздействия на окружающую природную среду.

Экологические требования - общие процедурные нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую природную среду, закрепленные в законодательных и иных нормативных правовых актах.

Экологические условия - условия, соответствующие действующим нормам качества окружающей природной среды, социально - экономическим и природным особенностям территории, регулирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 3. Законодательство Республики Северная Осетия - Алания об охране окружающей природной среды


Законодательство Республики Северная Осетия - Алания об охране окружающей природной среды основывается на Конституции и законах Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия - Алания и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания.

Настоящий Закон действует и регулирует отношения по охране окружающей природной среды на всей территории Республики Северная Осетия - Алания.

Природоохранные отношения Республики Северная Осетия - Алания регулируются федеральными законами, настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Северная Осетия - Алания, не противоречащими настоящему Закону.

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей природной среды


Охрана окружающей природной среды осуществляется исходя из соблюдения следующих основных принципов:

- приоритета охраны жизни и здоровья человека, создания благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно - обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих устойчивое развитие Республики Северная Осетия - Алания при соблюдении реальных гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающего природную среду;

- рационального использования природных ресурсов;

- максимального сохранения биологического разнообразия;

- соблюдения требований природоохранного законодательства, неотвратимости ответственности за его нарушение;

- гласности в работе и тесной связи с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

- международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды.

Статья 5. Объекты охраны окружающей природной среды


1. Охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения на территории Республики Северная Осетия - Алания подлежат почва, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, а также озоновый слой атмосферы.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно - оздоровительные местности и курорты, иные категории особо охраняемы природных территорий, памятники природы, а также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, места их обитания.

Статья 6. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды


Разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды осуществляется федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия - Алания, Соглашением о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды, а также настоящим Законом.

Статья 7. Компетенция Парламента Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды


К компетенции Парламента Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды относятся:

- принятие и изменение законов Республики Северная Осетия - Алания и иных нормативах правовых актов в области охраны окружающей природной среды, контроль за их соблюдением;

- обеспечение соответствия законов Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 8. Компетенция Правительства Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды


Правительство Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды:

- определяет и реализует основные направления охраны окружающей природной среды; {Пункт 1 статьи 8 в редакции: Закон РСО-Алания от 07.10.98 N 13-рз; НГР: ru15000199800007}

- утверждает республиканские экологические программы;

- координирует деятельность государственных органов, общественных и иных организаций на территории Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды;

- учреждает специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей природной среды и государственные органы по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов;

- определяет порядок деятельности государственной системы мониторинга окружающей природной среды на территории Республики Северная Осетия - Алания;

- устанавливает порядок образования и использования средств республиканского экологического фонда;

- организует подготовку ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

- вносит предложения в Парламент по совершенствованию природоохранного законодательства;

- принимает решения в пределах своих полномочий об организации особо охраняемых природных территорий и объектов, включении их в природно - заповедный фонд Республики Северная Осетия - Алания;

- организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования и обеспечение населения необходимой экологической информацией;

- определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания порядок выдачи разрешений (лицензий) на право пользования землей, недрами, водами, лесами и иной растительностью, животным (в том числе рыбы) миром; на ввоз, вывоз и размещение, переработку, захоронение (складирование) промышленных, коммунально - бытовых и иных отходов;

- принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими природоохранного законодательства;

- осуществляет руководство внешними связями Республики Северная Осетия - Алания в области охраны окружающей природной среды.

Правительство Республики Северная Осетия - Алания вправе осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 9. Компетенция специально уполномоченного государственного органа Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей природной среды


1. Специально уполномоченный государственный орган Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей природной среды:

- реализует государственную политику в области охраны окружающей природной среды, отнесенной к компетенции Правительства Республики Северная Осетия - Алания;

- обеспечивает реализацию экономического механизма охраны окружающей природной среды;

- формирует и использует государственные республиканские природоохранные информационные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания;

- проводит единую научно - техническую политику по вопросам охраны окружающей природной среды;

- готовит предложения по совершенствованию природоохранного законодательства Республики Северная Осетия - Алания в сфере своей компетенции;

- разрабатывает республиканские экологические программы;

- готовит и распространяет ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических требований и условий при использовании и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбы) на территории Республики Северная Осетия - Алания;

- осуществляет государственный контроль за порядком соблюдения экологических требований при использовании водных объектов для массового отдыха, купания, туризма и спорта, а также плавания на маломерных судах;

- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением экологических норм и правил при добыче и переработке нефти, ввозе, вывозе, транзитном провозе, хранении, реализации, использовании, за качеством нефти и нефтепродуктов;

- осуществляет государственный экологический контроль за соблюдением государственных стандартов токсичности и дымности отработавших газов двигателей автомобильных, железнодорожных, воздушных и других транспортных средств;

- ведет кадастр особо охраняемых природных территорий и объектов;

- осуществляет ведение Красной книги Республики Северная Осетия - Алания, контроль за природно - заповедным фондом и организацией природно - заповедного дела; {Абзац 14 пункта 1 статьи 9 в редакции: Закон РСО-Алания от 07.10.98 N 13-рз; НГР: ru15000199800007}

- проводит государственную экологическую экспертизу;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»