(с изменениями на 10 января 2023 года)
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ, от 02.12.2003 N 62-РЗ, от 15.10.2004 N 28-РЗ, от 22.09.2005 N 34-РЗ, от 16.02.2006 N 12-РЗ, от 30.12.2008 N 33-РЗ, от 07.04.2009 N 10-РЗ, от 05.04.2011 N 10-РЗ, от 05.11.2012 N 29-РЗ, от 28.08.2013 N 19-РЗ, от 29.04.2014 N 21-РЗ, от 16.07.2014 N 39-РЗ, от 03.02.2015 N 3-РЗ, от 23.05.2016 N 18-РЗ, от 19.06.2017 N 29-РЗ, от 19.12.2017 N 63-РЗ, от 03.12.2018 N 45-РЗ, от 30.06.2020 N 26-РЗ, от 30.12.2020 N 62-РЗ, от 03.03.2022 N 2-РЗ, от 13.07.2022 N 36-РЗ, от 06.12.2022 N 63-РЗ, от 10.01.2023 N 8-РЗ)
Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
18 ноября 1999 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Ингушетия и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
Нормативный правовой акт Республики Ингушетия - письменный официальный документ установленной формы, изданный Главой Республики Ингушетия, иным полномочным на то органом государственной власти Республики Ингушетия в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний (правил) постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и использование органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами и их объединениями на всей территории Республики Ингушетия.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 05.04.2011 N 10-РЗ)
В систему нормативных правовых актов Республики Ингушетия входят:
- Конституция Республики Ингушетия;
- законы Республики Ингушетия о поправках к Конституции Республики Ингушетия;
- конституционные законы Республики Ингушетия;
- законы Республики Ингушетия;
- постановления Народного Собрания Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)
- указы Главы Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 05.04.2011 N 10-РЗ)
- постановления Правительства Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;
- постановления, приказы и инструкции органов исполнительной власти Республики Ингушетия, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими, имеющие нормативный характер.
Народное Собрание Республики Ингушетия в целях осуществления возложенных на него функций издает нормативные правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия.
Правительство Республики Ингушетия является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия и в целях осуществления возложенных на него функций издает нормативные правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия, указами Главы Республики Ингушетия, а исполнительные органы государственной власти Республики Ингушетия в целях осуществления возложения на них функций издают нормативные правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия, указами Главы Республики Ингушетия и постановлениями Правительства Республики Ингушетия.
(в ред. Законов Республики Ингушетия от 16.02.2006 N 12-РЗ, от 05.04.2011 N 10-РЗ)
Глава Республики Ингушетия и Правительство Республики Ингушетия вправе делегировать осуществление части своих правотворческих полномочий республиканским органам исполнительной власти. В акте о делегировании указывается, какому органу делегируется конкретное полномочие и на какой срок, устанавливаются пределы, в которых орган вправе реализовать делегированное ему полномочие.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 05.04.2011 N 10-РЗ)
Орган, которому делегированы правотворческие полномочия, не вправе передавать их другому органу.
Орган, издавая нормативный правовой акт в порядке реализации делегированного полномочия, ссылается на закон или иной нормативный акт, которым ему делегировано соответствующее полномочие.
Правотворческий орган может в пределах своих полномочий принимать нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действия во времени, определенной территорией или по кругу лиц. Такие нормативные правовые акты не могут ограничивать установленные законом права и свободы граждан.
Конституция Республики Ингушетия - основной закон государства, определяющий статус республики, закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования и являющийся правовой основой текущего законодательства и непосредственным источником права Республики Ингушетия.
Конституция Республики Ингушетия имеет высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов Республики Ингушетия, прямое действие и применяется на всей территории республики. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Ингушетия, не должны противоречить Конституции Республики Ингушетия.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)
Закон Республики Ингушетия - нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, принимаемый Народным Собранием Республики Ингушетия в соответствии с установленной процедурой или путем референдума.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)
Законы Республики Ингушетия имеют прямое действие и обязательны для применения на всей территории республики, если иное не установлено законом.
Поправки к Конституции Республики Ингушетия принимаются в форме законов Республики Ингушетия о поправках к Конституции Республики Ингушетия. Порядок их принятия, опубликования и вступления в силу определяется Законом Республики Ингушетия "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Республики Ингушетия".
Конституционные законы Республики Ингушетия принимаются по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства и в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Республики Ингушетия. Законы Республики Ингушетия не должны противоречить конституционным законам Республики Ингушетия.
Кодекс Республики Ингушетия - закон, в котором соединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений.
Только законами Республики Ингушетия устанавливаются:
- защита прав и свобод человека и гражданина и основные обязанности граждан Российской Федерации на территории Республики Ингушетия в соответствии с федеральным законодательством;
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)
- принципы организации, порядок формирования и деятельности органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления;
- основы экономического, социального и экологического развития Республики Ингушетия;
- республиканские налоги и сборы, порядок формирования бюджетной системы и расходования бюджета Республики Ингушетия;
- порядок образования и деятельности государственных внебюджетных фондов Республики Ингушетия;
- правовой режим охраны, ввоза и вывоза объектов культурного достояния Республики Ингушетия;
абзац исключен. - Законы Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ, от 15.10.2004 N 28-РЗ;
- правовой статус средств массовой информации.
Законом Республики Ингушетия могут решаться иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, Конституцией Республики Ингушетия и Договором Российской Федерации и Республики Ингушетия о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Ингушетия (далее - Договор) отнесены к ведению Республики Ингушетия или к совместному ведению Российской Федерации и Республики Ингушетия и подлежат урегулированию в форме закона.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)
Народное Собрание Республики Ингушетия принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Республики Ингушетия, федеральными законами и законами Республики Ингушетия, а также по вопросам внутренней организации его деятельности.
(в ред. Закона Республики Ингушетия от 04.12.2002 N 48-РЗ)