Недействующий

О республиканской целевой программе "Укрепление правопорядка на улицах и иных общественных местах Республики Алтай на 2006-2007 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Республики Алтай от 21.12.2007 N 293)

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Кризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сфере в стране привели к высокой степени криминализации общества. В данных условиях, сопровождающихся нарастанием общественно-политической активности населения, оперативная обстановка на территории Республики Алтай обостряется, что угрожает как социально-экономическому развитию республики, так и повышает социальную напряженность, вызывает обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность.

В последнее время рост криминализации общества обусловливается комплексом объективно сложившихся факторов. С одной стороны, это социальные процессы и явления, присущие всему обществу в целом, такие как: алкоголизм, наркомания, безработица, бытовая неустроенность, недостаточный уровень правовой культуры, подрыв авторитета закона и правоохранительных органов, необъективная информация о них, с другой стороны, геополитические явления и факторы, связанные непосредственно с расположением Республики Алтай, граничащей с Монголией, Республикой Казахстан, Республикой Тыва, включающие миграцию населения с вытекающими из нее социальными и этническими конфликтами, возможность развития межрегиональной преступности, качественные изменения в самой преступности, развитие ее организованных и профессиональных форм. Также острой остается проблема криминализации подростковой среды, где усиливается влияние взрослых преступников.

Не спадает волна преступности в имущественной сфере, нередко связанной с насильственными действиями.

Необходимость подготовки республиканской целевой программы "Укрепление правопорядка на улицах и иных общественных местах Республики Алтай на 2006-2007 годы" вызвана тем, что преступность на улицах и в общественных местах Республики Алтай продолжает с каждым годом расти и оказывать отрицательное влияние на жизнедеятельность республики. В настоящее время Республика Алтай входит в десятку регионов с наибольшим удельным весом преступлений (12,5% от общего количества зарегистрированных преступлений), совершенных в общественных местах.

Анализ уличной преступности за 2002-2004 годы приводится в схеме (приложение N 1).

Указанные на схеме преступления относятся к тяжкой группе преступлений и нередко совершаются устойчивыми преступными группами граждан. Вместе с тем на улицах и в иных общественных местах совершается много правонарушений, по своим признакам граничащих с преступлениями меньшей тяжести. Имеют место случаи, когда из-за неоперативного реагирования милиции или малозначительности причиненного для них ущерба граждане просто не обращаются в правоохранительные органы, тем самым создаются условия для повторного совершения преступных посягательств и усиливается уверенность преступников в своей безнаказанности.

Анализ оперативной обстановки на улицах города Горно-Алтайска за 2004 год показывает, что совершаемые преступления не снижают своей общественной опасности. Так, из 257 зарегистрированных преступлений категории "улица" было совершено 67 грабежей, 8 разбойных нападений, 6 фактов нанесения тяжкого телесного повреждения, 107 краж. Следует отметить, что сотрудниками патрульно-постовой службы было раскрыто 14 преступлений.

В то же время патрульно-постовыми нарядами было пресечено и выявлено 53 преступления, из них: 16 краж, 7 грабежей, 2 разбоя. Данные преступления совершались как в жилых помещениях, так и в местах расположения государственных и частных объектов.

За отчетный период было выявлено 12970 нарушителей административного законодательства, из них:

за мелкое хулиганство - 1319 правонарушителей;

за нарушение антиалкогольного законодательства - 8203 правонарушителя;

за нарушения паспортно-визовых правил - 1215 правонарушителей;

за нарушение правил дорожного движения - 2211 правонарушителей.

Нарядами было выявлено и изъято 11 единиц огнестрельного оружия, 511 граммов наркотического вещества.

Наиболее сложными в оперативном отношении остаются центральные улицы г.Горно-Алтайска и районных центров Республики Алтай. Основное количество уличных преступлений совершается в непосредственной близости от остановок общественного транспорта, крупных магазинов, мест массового пребывания граждан.

Значительное влияние на криминогенную обстановку в г.Горно-Алтайске и районных центрах Республики Алтай оказывает и открытие в весенне-летний период летних кафе, реализующих спиртосодержащую продукцию. Именно в местах расположения данных заведений происходит увеличение правонарушений: хулиганства, преступлений имущественного характера и др.

В данных условиях, несмотря на усилия, предпринимаемые сотрудниками МВД Республики Алтай, оперативная обстановка на территории г.Горно-Алтайска и районных центрах Республики Алтай остается острой, что угрожает как социально-экономическому развитию республики, так и повышает социальную напряженность, вызывает обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность.

Наиболее остро негативные тенденции преступности проявились в ее омоложении, организованности, вооруженности, криминальном рецидиве и профессионализме, корыстной направленности, крайних формах противостояния преступных группировок на фоне резкого возрастания дерзости и агрессивности преступников.

Одной из важнейших задач, определяющих деятельность правоохранительных органов, в настоящее время является противостояние террористической угрозе. Выполнение планов мероприятий по противодействию терроризму резко повышает нагрузку на каждого сотрудника милиции, в первую очередь сотрудников патрульно-постовой службы милиции, у которых появляется целый ряд дополнительных задач и затрат времени на их выполнение (усиление патрулирования в районах расположения важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения и т.п.).

Сложившаяся криминальная обстановка на территории Республики Алтай диктует необходимость формирования эффективного механизма контроля и влияния на криминальную среду, и прежде всего молодежную, по месту массового нахождения граждан. Решение данной задачи возможно лишь при достаточном социально-экономическом и кадровом обеспечении правоохранительных органов в целом и патрульно-постовой службы милиции в частности.

Реальностью сегодняшнего дня стало резкое обострение целого ряда проблем, мешающих эффективной работе патрульно-постовой службы милиции МВД Республики Алтай, решить которые милиция самостоятельно не сможет.

Одной из таких проблем патрульно-постовой службы милиции является решение вопроса организации на территории Республики Алтай стационарных постов милиции (далее - СПМ), так как они являются одной из наиболее эффективных форм организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. На территории Республики Алтай в настоящее время функционирует один СПМ, расположенный в г.Горно-Алтайске в районе автовокзала. Нарядами стационарного поста милиции за 2004 год выявлено 3036 административных правонарушений, раскрыто 4 преступления, задержано 6 лиц, находящихся в розыске, что составляет 20% от общего показателя оперативно-служебной деятельности Отдельной роты патрульно-постовой службы милиции. На основании приведенного анализа уличной преступности и результатов деятельности подразделения только на территории г.Горно-Алтайска необходимо организовать работу дополнительно 2 стационарных постов милиции (район Гардинно-тюлевой фабрики и парка Победы).

Большую эффективность в охране общественного порядка дает использование автопатрулей патрульно-постовой службы милиции МВД Республики Алтай. Это выражается и в экстренном реагировании на обращения граждан, и большей площадью обслуживаемой территории (в 3-4 раза больше, чем территория, обслуживаемая пешими патрулями).

Обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах во многом зависит от своевременности поступления информации о готовящихся или совершенных противоправных действиях и оперативности выполнения конкретных служебных задач подразделениями милиции общественной безопасности.

В этой связи нашли широкое применение такие формы оперативного информирования органов внутренних дел о совершаемых преступлениях, как использование установок телеобзора. Их широкое внедрение позволяет использовать высвобождающийся личный состав патрульно-постовой службы для обеспечения правопорядка в других криминогенных местах.

В целом для решения задачи укрепления правопорядка на обслуживаемой территории и повышения общественного статуса и уровня социальной защищенности сотрудников патрульно-постовой службы и разработана настоящая Программа.