Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:
- вся территория Республики Алтай находится в зоне высокой сейсмичности, что может вызвать и в дальнейшем землетрясения с катастрофическим эффектом. По базовым экспертным оценкам территория Горного Алтая имеет высокий индекс сейсмического риска, характеризующий необходимый объем антисейсмических усилений и учитывающий сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов (0,65), и является одним из наиболее сейсмически опасных регионов России;
- на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики, находятся гидроэлектростанции;
- в силу объективных причин большинство существующих зданий, сооружений и коммуникаций республики имеют значительный дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла, а их разрушение может привести к экологической деградации территории и гибели людей и поставить под угрозу реализуемые социальные программы;
- в регионе не функционирует система гарантирования защиты населения от последствий землетрясений посредством страхования.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.
Существенное повышение сейсмической опасности, принципиально новый дифференцированный подход к ее оценке становятся весомыми аргументами необходимости проведения определенного объема работ по уточнению региональной сейсмичности (сейсмо-микрорайонирования) с целью использования полученных данных для разработки "сценариев бедствий" и планирования предупредительных мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории республики.
Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Содержащиеся в построенных на ее основе картах сведения и информация могут быть использованы для построения региональных моделей сейсмического воздействия и проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Задача модернизации существующей нормативно-методической и технической базы сейсмического микрорайонирования решается в рамках НИОКР на уровне федерального целевого планирования. Задача региональных органов исполнительной власти - оказать содействие организациям республики своевременно внедрить полученные результаты в повседневную практику.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов. На территории Республики Алтай, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
При возможном развитии на территории опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера, которые, как правило, усугубляют разрушительные последствия землетрясений, сейсмическая безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов должна быть обеспечена комплексно, в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики и в пределах разнородных групп объектов.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Проблема усложняется в связи со строительством на территории республики гидротехнических сооружений, водохранилищ, которые провоцируют природные сейсмоявления. Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено осуществление максимальной координации планируемых республиканских мероприятий с аналогичными задачами, решаемыми на федеральном и межрегиональном уровне, особенно по вопросам правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.