ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 07 октября 2005 года N 364-зс
Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"
Принят
Законодательным Собранием
15 сентября 2005 года
(Изменения и дополнения:
Областной закон от 27.11.2006 N 597-ЗС, НГР:ru61000200600371;
Областной закон от 01.08.2007 N 739-ЗС, НГР:ru61000200700299).
Утвердить Областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" (прилагается).
Администрации Ростовской области при формировании проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривать финансирование Областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы".
Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета.
Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В. ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
7 октября 2005 года
N 364-ЗС
Приложение
к Областному закону
"Об Областной целевой
программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному
обороту на 2005-2007 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 8 января 1998 го да N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановление Администрации Ростовской области от 18 марта 2005 года N 92 "О разработке Областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы". |
Государственный заказчик - координатор Программы | Администрация Ростовской области. |
Цели Программы | Создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. |
Сокращение распространения наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. | |
Основные задачи Программы | Создание системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, а также предупреждения правонарушений, связанных с наркотиками. |
Совершенствование антинаркотической пропаганды. | |
Создание системы мониторинга распространения наркомании. | |
Совершенствование системы лечения лиц, употребляющих наркотики без назначения врача. | |
Обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области профилактики и лечения наркомании. | |
Совершенствование межведомственного сотрудничества в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. | |
Срок и этапы реализации Программы | 2005-2007 годы. |
Второй этап реализации Программы - 2007 год. | |
Исполнители и соисполнители Программы | Департамент по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Ростовской области (далее - департамент по делам печати, ТРВ и СМК АО); |
главное управление пресс-службы и информации Администрации Ростовской области (далее - ГУ ПС АО); | |
министерство здравоохранения Ростовской области (далее - минздрав области); | |
министерство общего и профессионального образования Ростовской области (далее - минобразования области); | |
министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - минтруд области); | |
министерство по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области (далее - минспорта области); | |
министерство культуры Ростовской области (далее - минкультуры области); | |
комитет по молодежной политике Администрации Ростовской области (далее - КМП АО); | |
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области (далее - УФСКН РФ по РО) (по согласованию); | |
Главное Управление внутренних дел Ростовской области (далее - ГУВД области) (по согласованию); | |
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (далее - УФСБ РФ по РО) (по согласованию); | |
Южная оперативная таможня (далее - ЮОТ) (по согласованию); | |
Северо-Кавказское управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - СК УВДТ МВД РФ) (по согласованию); | |
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Северо-Кавказскому военному округу (далее - УФСБ РФ по СКВО) (по согласованию); | |
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области (далее - ГУФСИН РФ по РО) (по согласованию); | |
Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области (далее - ПУ ФСБ РФ по РО) (по согласованию). | |
Перечень основных направлений реализации Программы | Организационно-управленческие меры. |
Финансовое обеспечение Программы | Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. |
Объем средств областного бюджета, необходимых для финансирования Программы, составляет: | |
всего в 2005-2007 годах - 116922,2 тыс. рублей, | |
2005 год - 19480,2 тыс. рублей; | |
(в редакции Областных законов от 28.11.2006 N 597-ЗС, НГР:ru61000200600371 ). | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества. |
Уменьшение потерь общества от преступлений, связанных с наркотиками. | |
Оптимизация затрат на профилактику и лечение лиц, больных наркоманией. | |
Снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков. | |
Повышение антинаркотической ориентации общества. | |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением осуществляют Администрация Ростовской области, Законодательное Собрание Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. |
Формы контроля | Проверка исполнения разделов Программы. |
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" субъекты Российской Федерации вправе принимать целевые программы, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Необходимость подготовки и последующей реализации данной Программы вызвана тем, что современная ситуация в Ростовской области, как и в России в целом, представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности. Наметившееся в 2004 году снижение количества лиц, состоящих на учете в наркологическом диспансере Ростовской области, не снижает остроты проблемы, так как уровень болезненности составляет 292 человека на 100 тысяч человек.
По состоянию на 1 января 2005 года общее число состоящих на учете лиц, употребляющих наркотики, составляет 16 732 человека, из них 13 тысяч человек - с установленным диагнозом "наркомания". Социологические исследования показывают, что 80 процентов наркоманов впервые попробовали наркотики в возрасте 13-16 лет. При употреблении 5 процентами населения наркотиков ситуация может рассматриваться как угрожающая генофонду нации. Исходя из этого, в Ростовской области требуется дальнейшее принятие радикальных мер по противодействию употреблению наркотиков.
Криминогенная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков в Ростовской области связана с особенностями ее географического положения, благоприятными условиями выращивания наркосодержащих культур, военно-политической ситуацией в близлежащих субъектах Российской Федерации и государствах, многонациональным составом населения и продолжающейся миграцией иностранных граждан и лиц без гражданства, прозрачностью границ со странами СНГ.
Через Ростовскую область проходит 90 процентов пассажироперевозок и 80 процентов грузопотоков Кавказского региона, что дает основание рассматривать ее как транзитную территорию в схеме международного наркотрафика, с перемещением наркотиков растительного происхождения (опиумной и каннабисной групп) из Средней, Южной Азии и Закавказья на территорию Центральной России, Украину и Европейские страны, а синтетических наркосодержащих средств из Европы в Россию. Кроме того, через морские порты Краснодарского края и Ростовской области осуществляется транзит и частично реализация кокаина. В структуре наркорынка увеличилась доля высококонцентрированных и синтетических наркотиков. Серьезной проблемой стала также "утечка" наркотиков из сферы легального оборота в незаконный.
Кроме этого, в Ростовской области имеется собственная значительная природная сырьевая база для производства наркотиков естественного происхождения. Прежде всего, это дикорастущая конопля, которой засорено свыше 5 тысяч гектаров земельных площадей. Проводится работа по выявлению и уничтожению дикорастущих и культивированных наркосодержащих растений. В рамках операции "Мак-конопля - 2004" органами наркоконтроля области выявлено и во взаимодействии с органами местного самоуправления уничтожено около 630 тонн дикорастущей конопли, произраставшей на общей площади свыше 100 га, и 8,5 тысяч кустов культивированных наркосодержащих растений.
Правоохранительными органами принимаются меры по противодействию незаконному обороту наркотиков. За 2004 год на территории Ростовской области правоохранительными органами выявлено 5116 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Более чем на 23 процента увеличилось число зарегистрированных тяжких и особо тяжких наркопреступлений и составило 3275. Число выявленных преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, увеличилось на 20,3 процента и составило 2694.
Настоящая Программа подготовлена на основе предложений органов исполнительной власти Ростовской области, ученых и специалистов научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Программа носит межведомственный характер, направлена на дальнейшую координацию действий её участников, призвана способствовать проведению единой стратегии противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту, повышению ответственности её исполнителей.
Главной целью Программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Для достижения целей Программы решаются следующие основные задачи:
создание системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений;
совершенствование антинаркотической пропаганды;
мониторинг распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков;
формирование негативного общественного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков;
проведение комплексных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;