Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 17 октября 2005 года N 68-ЗРХ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 05 октября 2005 года

(с изменениями от 03.10.2008 г., Закон Республики Хакасия N52-ЗРХ, НГР RU19000200800322)

(Фактически утратил силу)

Настоящий Закон принят в целях развития мировой юстиции, повышения эффективности деятельности мировых судей в Республике Хакасия, создания оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Хакасия.

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2


Правительству Республики Хакасия предусматривать денежные средства для реализации указанной Программы при разработке проектов законов Республики Хакасия о республиканском бюджете на 2006, 2007 и 2008 годы.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение

к Закону Республики Хакасия

"О республиканской

целевой программе

"Развитие мировой юстиции

в Республике Хакасия

на 2006 - 2008 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ" ПАСПОРТ
 РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- Примерный план законодательной работы Правительства Республики Хакасия на 2005 год от 1 1 февраля 2005 года

Государственный заказчик (субъект бюджетного планирования)

- Правительство Республики Хакасия

Государственный заказчик- координатор

- Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия

Контроль за ходом реализации Программы

- контроль за ходом реализации Программы осуществляет Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия

Цели и задачи Программы

- реализация судебной реформы; повышение эффективности деятельности мировых судей; создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Хакасия

Сроки и этапы реализации Программы

-2006 -2008 годы: 1-й этап - 2006 год - 7652,5 тыс. рублей; 2-й этап - 2007 год - 8895,26 тыс. рублей; 3-й этап - 2008 год - 1 1 140,27 тыс. рублей.

Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование Программы осуществляется за счёт средств бюджета Республики Хакасия в размере 27688,03 тыс. рублей, в том числе: в 2006 году - 7652,5 тыс. рублей; в 2007 году - 8895,26 тыс. рублей; в 2008 году - 1 1 140,27 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты peaлизации Программы

- улучшение материально-технического, кадрового, финансового обеспечения деятельности мировых судей; - создание надлежащих условий для осуществления правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации



1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.

Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.

Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране и, в частности, в Республике Хакасия, сдерживает развитие экономики.

Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего мировые судьи недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, волоките и медлительности в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей.

Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.

В 2003 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом увеличилось количество исковых заявлений и материалов об административных правонарушениях, поступивших к мировым судьям Республики Хакасия. Нагрузка мировых судей Республики Хакасия по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов об административной ответственности увеличивается. Если в 2002 году она составляла 77, 8 дела в месяц, в 2003 году - 111,7 дела, то в 2004 году -129,9 дела.

Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений остаются неудовлетворительными, что затрудняет осуществление правосудия. Происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимых площадей процессы из открытых превращаются фактически в закрытые.

В соответствии с Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Республике Хакасия соответствует реально необходимой численности населения.

Однако необходимо увеличить аппарат мирового судьи, в который должно входить не менее трех единиц государственных служащих: специалист -секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалист - секретарь суда. Необходимо также иметь на каждом судебном участке обслуживающий персонал и охрану. С учетом большого количества архивных дел необходимо ввести должность архивариуса на каждом судебном участке мирового судьи.

С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.

Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве недостаточного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.

Законом Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" (в ред. Закона Республики Хакасия от 28.06.2004 г. N 31) должности специалиста - секретаря судебного заседания мирового судьи и специалиста - секретаря суда мирового судьи отнесены к категории младших государственных должностей государственной службы Республики Хакасия, что необоснованно занижает статус секретаря, являющегося важной процессуальной фигурой, наделенной исключительными функциями и соответствующей по своему статусу категории старших государственных должностей. Для сравнения: государственные служащие аппарата федеральных судов, осуществляющие аналогичные функции, отнесены к категории старших государственных должностей государственной службы.

Без решения проблемы организационного обеспечения мировых судей в Республике Хакасия невозможно достичь качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.

Низкая организационная обеспеченность является серьезным препятствием для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, что влечет нарушение прав граждан на доступ к правосудию и не способствует повышению авторитета судебной власти в целом.

Принятие Программы позволит обратить особое внимание на происходящую в стране судебную реформу, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судей.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей;

- нормативно-правовое обеспечение мировой юстиции;

- кадровое обеспечение мировой юстиции;

- улучшение материально-технического обеспечения судебных участков;

- укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки мировых судей и их аппаратов.

Основные мероприятия Программы предполагается осуществить в 2006 - 2008 годах согласно приложению к Программе.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

3.1. Усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение мировой юстиции


Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей - это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.

Конституционные нормы - принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.

Однако, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.

Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.

Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.

Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.

3.2. Кадровое обеспечение судебной системы


Штатная численность аппаратов мировых судей и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия не соответствует реально необходимой численности. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. В 2004 году месячная нагрузка на мирового судью по рассмотрению уголовных, гражданских дел, жалоб частного обвинения, материалов об административной ответственности составила 129,9 дела, в то время как нагрузка на федерального судью -29,4 дела.

Введение должности помощника мирового судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.

Необходимо увеличение численности технического и обслуживающего персонала. На судебных участках в городах Абакане, Саяногорске и Черногор-ске, а также на судебных участках, где работает более двух мировых судей, следует ввести должности заведующего хозяйством, экспедитора, рабочих и электрика, а также в связи с большим количеством архивных дел - архивариусов (таблица 1).

Таблица 1

Кадровое обеспечение мировой юстиции


Наименование должности

2006 - 2008 годы, всего

В том числе по годам

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Государственные служащие: - консультант - главный бухгалтер - аппараты мировых судей: - помощник мирового судьи - специалист (программист)

1 1 35 3

1 1 10 1

10 1

15 1

Обслуживающий персонал: комендант (зав. хозяйством) архивариус экспедитор водитель рабочий электрик сантехник дворник уборщик

3 6 6 4 3 3 1 14 4

1 2 2 1 1 5 2

1 3 2 1 1 1 1 5 1

1 3 2 1 1 1 4 1



Происходящее фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в мировые судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.

Предусматривается совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов. Потребность в денежных средствах на реализацию данного мероприятия указана в таблице 2.

Таблица 2

Денежные средства, необходимые для переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов


N п/п

Наименование должности

2006 год

2007 год

2008 год

Кол-во

Сумма (тыс.руб.)

Кол-во

Сумма (тыс.руб.)

Кол-во

Сумма (тыс.руб.)

1.

Мировой судья

5

114,3

5

125,7

4

225,0

2.

Секретарь судебного заседания

5

99,8

5

109,8

2

30,0

3.

Секретарь суда

5

99,8

5

109,8

2

30,0

Итого

15

313,9

15

345,3

8

285,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»