ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 17 октября 2005 года N 68-ЗРХ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 05 октября 2005 года
(с изменениями от 03.10.2008 г., Закон Республики Хакасия N52-ЗРХ, НГР RU19000200800322)
(Фактически утратил силу)
Настоящий Закон принят в целях развития мировой юстиции, повышения эффективности деятельности мировых судей в Республике Хакасия, создания оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Хакасия.
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы" (далее - Программа) согласно приложению к настоящему Закону.
Правительству Республики Хакасия предусматривать денежные средства для реализации указанной Программы при разработке проектов законов Республики Хакасия о республиканском бюджете на 2006, 2007 и 2008 годы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
к Закону Республики Хакасия
"О республиканской
целевой программе
"Развитие мировой юстиции
в Республике Хакасия
на 2006 - 2008 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ" ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2006 - 2008 ГОДЫ"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Развитие мировой юстиции в Республике Хакасия на 2006 - 2008 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - Примерный план законодательной работы Правительства Республики Хакасия на 2005 год от 1 1 февраля 2005 года |
Государственный заказчик (субъект бюджетного планирования) | - Правительство Республики Хакасия |
Государственный заказчик- координатор | - Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия |
Контроль за ходом реализации Программы | - контроль за ходом реализации Программы осуществляет Управление по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия |
Цели и задачи Программы | - реализация судебной реформы; повышение эффективности деятельности мировых судей; создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в Республике Хакасия |
Сроки и этапы реализации Программы | -2006 -2008 годы: 1-й этап - 2006 год - 7652,5 тыс. рублей; 2-й этап - 2007 год - 8895,26 тыс. рублей; 3-й этап - 2008 год - 1 1 140,27 тыс. рублей. |
Объемы и источники финансирования Программы | - финансирование Программы осуществляется за счёт средств бюджета Республики Хакасия в размере 27688,03 тыс. рублей, в том числе: в 2006 году - 7652,5 тыс. рублей; в 2007 году - 8895,26 тыс. рублей; в 2008 году - 1 1 140,27 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты peaлизации Программы | - улучшение материально-технического, кадрового, финансового обеспечения деятельности мировых судей; - создание надлежащих условий для осуществления правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации |
Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия - превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь государственной власти.
Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.
Основой для решения этой проблемы должно быть изменение отношения законодательной и исполнительной власти, общества в целом к судебной власти. Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Указанная задача реализуется судебной властью не в полной мере, что отрицательно сказывается на обеспечении правового порядка в стране и, в частности, в Республике Хакасия, сдерживает развитие экономики.
Надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего мировые судьи недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, волоките и медлительности в осуществлении судопроизводства, а это, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности мировых судей.
Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.
В 2003 году почти в 2 раза по сравнению с 2002 годом увеличилось количество исковых заявлений и материалов об административных правонарушениях, поступивших к мировым судьям Республики Хакасия. Нагрузка мировых судей Республики Хакасия по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов об административной ответственности увеличивается. Если в 2002 году она составляла 77, 8 дела в месяц, в 2003 году - 111,7 дела, то в 2004 году -129,9 дела.
Размещение судов и состояние занимаемых ими помещений остаются неудовлетворительными, что затрудняет осуществление правосудия. Происходит нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимых площадей процессы из открытых превращаются фактически в закрытые.
В соответствии с Федеральным законом от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей в Республике Хакасия соответствует реально необходимой численности населения.
Однако необходимо увеличить аппарат мирового судьи, в который должно входить не менее трех единиц государственных служащих: специалист -секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалист - секретарь суда. Необходимо также иметь на каждом судебном участке обслуживающий персонал и охрану. С учетом большого количества архивных дел необходимо ввести должность архивариуса на каждом судебном участке мирового судьи.
С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.
Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве недостаточного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.
Законом Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" (в ред. Закона Республики Хакасия от 28.06.2004 г. N 31) должности специалиста - секретаря судебного заседания мирового судьи и специалиста - секретаря суда мирового судьи отнесены к категории младших государственных должностей государственной службы Республики Хакасия, что необоснованно занижает статус секретаря, являющегося важной процессуальной фигурой, наделенной исключительными функциями и соответствующей по своему статусу категории старших государственных должностей. Для сравнения: государственные служащие аппарата федеральных судов, осуществляющие аналогичные функции, отнесены к категории старших государственных должностей государственной службы.
Без решения проблемы организационного обеспечения мировых судей в Республике Хакасия невозможно достичь качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Низкая организационная обеспеченность является серьезным препятствием для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, что влечет нарушение прав граждан на доступ к правосудию и не способствует повышению авторитета судебной власти в целом.
Принятие Программы позволит обратить особое внимание на происходящую в стране судебную реформу, а также привлечь дополнительные ресурсы для обеспечения работы мировых судей.
Главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Основные задачи Программы:
- усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности мировых судей;
- нормативно-правовое обеспечение мировой юстиции;
- кадровое обеспечение мировой юстиции;
- улучшение материально-технического обеспечения судебных участков;
- укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки мировых судей и их аппаратов.
Основные мероприятия Программы предполагается осуществить в 2006 - 2008 годах согласно приложению к Программе.
Высокий социальный статус судей и работников аппаратов судов, престижность работы в судебной системе, авторитет судебной власти и обеспечение личной безопасности судей - это основополагающие моменты в обеспечении реальности принципа независимости судей, закрепленного в статье 120 Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы - принципы, положенные в основу статуса судей, нашли свое развитие в федеральных законах, составляющих специальную отрасль законодательства, предметом которой являются вопросы организации и деятельности судебной власти.
Однако, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана.
Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга.
Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.
Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.
Штатная численность аппаратов мировых судей и Управления по обеспечению деятельности мировых судей Республики Хакасия не соответствует реально необходимой численности. В то же время по-прежнему растет число поступающих в суды исковых заявлений, жалоб и обращений о разрешении споров. Повышается сложность и трудоемкость рассматриваемых дел. Это ведет к дальнейшей перегрузке судей и работников аппаратов судов. В 2004 году месячная нагрузка на мирового судью по рассмотрению уголовных, гражданских дел, жалоб частного обвинения, материалов об административной ответственности составила 129,9 дела, в то время как нагрузка на федерального судью -29,4 дела.
Введение должности помощника мирового судьи позволит освободить мировых судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.
Необходимо увеличение численности технического и обслуживающего персонала. На судебных участках в городах Абакане, Саяногорске и Черногор-ске, а также на судебных участках, где работает более двух мировых судей, следует ввести должности заведующего хозяйством, экспедитора, рабочих и электрика, а также в связи с большим количеством архивных дел - архивариусов (таблица 1).
Кадровое обеспечение мировой юстиции
Наименование должности | 2006 - 2008 годы, всего | В том числе по годам | |||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||||
Государственные служащие: - консультант - главный бухгалтер - аппараты мировых судей: - помощник мирового судьи - специалист (программист) | 1 1 35 3 | 1 1 10 1 | 10 1 | 15 1 | |||
Обслуживающий персонал: комендант (зав. хозяйством) архивариус экспедитор водитель рабочий электрик сантехник дворник уборщик | 3 6 6 4 3 3 1 14 4 | 1 2 2 1 1 5 2 | 1 3 2 1 1 1 1 5 1 | 1 3 2 1 1 1 4 1 |
Происходящее фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в мировые судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.
Предусматривается совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов. Потребность в денежных средствах на реализацию данного мероприятия указана в таблице 2.
Денежные средства, необходимые для переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов
N п/п | Наименование должности | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||||
Кол-во | Сумма (тыс.руб.) | Кол-во | Сумма (тыс.руб.) | Кол-во | Сумма (тыс.руб.) | ||||||
1. | Мировой судья | 5 | 114,3 | 5 | 125,7 | 4 | 225,0 | ||||
2. | Секретарь судебного заседания | 5 | 99,8 | 5 | 109,8 | 2 | 30,0 | ||||
3. | Секретарь суда | 5 | 99,8 | 5 | 109,8 | 2 | 30,0 | ||||
Итого | 15 | 313,9 | 15 | 345,3 | 8 | 285,0 |