В молодежной среде наблюдаются такие негативные тенденции, как рост наркомании, алкоголизма, преступности, ухудшается здоровье молодых людей, высоким остается уровень молодежной безработицы. Отсутствие во многих населенных пунктах условий для организации досуга и занятости молодежи не позволяет молодым гражданам в полной мере реализовать свои возможности, создает условия для проявления различных социальных девиаций.
Одним из наиболее эффективных средств профилактики безнадзорности подростков и молодежи является организация их временной занятости на летний период. Однако в связи с изменением нормативной базы: законодательства о финансировании организации временной занятости подростков из средств федерального бюджета (приказ Минтруда России N 57 и Минфина России N 21н от 25.03.2002 "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета"), необходимо привлечение средств областного и местных бюджетов.
В современных реальных условиях весьма нелегко привлечь граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, к участию в делах, основанных на проявлении гражданской активности и патриотизма. Сложившаяся система деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, Российской оборонной спортивной технической организации, общественной организации областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов по гражданско-патриотическому воспитанию и физическому развитию, по сохранению лучших боевых и трудовых традиций нашей Родины в основном опирается на энтузиазм и умение выполнять свою работу независимо от наличия финансовых средств. Дальнейшее развитие этой деятельности должно вестись в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, молодежными объединениями, военными комиссариатами и воинскими частями, правоохранительными органами и всеми заинтересованными организациями Астраханской области, в том числе общественными.
Одним из основных направлений государственной молодежной политики является развитие общественного движения и увеличение общественной составляющей в работе с молодежью. Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост числа общественных молодежных объединений, поддержку в реализации социально значимых проектов и программ.
Требуют решения вопросы информационного, кадрового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики. Остается низким уровень информированности молодых граждан о своих правах, о возможностях обучения, трудоустройства, организации досуга и т.д. Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров в сфере молодежной политики.
Это обусловливает необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи молодежи. Необходимо совершенствовать организацию досуговых мероприятий, создавать условия для поддержки и развития одаренной и талантливой молодежи.
Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. Нарушаются права студентов на проживание в общежитиях учебных заведений, льготное питание, качественное медицинское обслуживание, дальнейшее трудоустройство по специальности. В обязательной социальной поддержке нуждаются студенты-инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины-интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженных конфликтах на территории России и стран ближнего зарубежья.
Не менее важной является проблема развития движения студенческих отрядов. Большинство лагерей труда и отдыха разрушены или находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. Необходимы организация деятельности штаба студенческих отрядов и проведение мероприятий, способствующих расширению межрегионального сотрудничества в данном направлении.
Продолжают сохраняться следующие негативные тенденции, связанные с положением молодых семей: снижается количество браков, высоким остается показатель количества разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения, растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что способствует широкой распространенности социального сиротства, большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточный для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.
Как показывают социологические исследования, жилищная проблема волнует 87% молодых людей. По мнению 79% респондентов (было опрошено 2 тысячи молодых людей), основной причиной разводов и нежелания иметь детей в молодых семьях является отсутствие жилья.
Повышение смертности и низкий уровень продолжительности жизни сопряжены с растущими потерями человеческих ресурсов, что наносит колоссальный ущерб обществу. Низкая рождаемость последнего десятилетия обусловила значительное снижение доли лиц младше трудоспособного возраста.
Важное социально-экономическое значение имеет показатель нагрузки населения рабочих возрастов детьми и пожилыми людьми, то есть неработающей частью населения. За счет роста в общей численности доли лиц трудоспособного возраста, обусловленного большим притоком в него молодежи 80-х и меньшим оттоком поколения 40-х годов, общая демографическая нагрузка снизилась. Согласно статистическим прогнозам, снижение демографической нагрузки будет продолжаться до 2006 года, после чего до 2015 года нагрузка будет только увеличиваться, что приведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание.
Таким образом, период 2006-2009 годов при всех прочих условиях является периодом наибольшего благоприятствования для решения демографических проблем.
Подпрограмма предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций демографической ситуации в Астраханской области.
В Астраханской области на 01.01.2004 проживало более 50 тысяч молодых семей. В органах местного самоуправления в очереди на улучшение жилищных условий в настоящее время состоит более 18 тысяч молодых семей (муниципальные программы допускают, что в молодой семье одному из супругов не более 30 лет, включая неполные семьи).
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.