Недействующий

 
ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 18 октября 2005 года N 80-РЗ
г.Горно-Алтайск

О республиканской целевой программе "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006-2010 годы"

Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
28 сентября 2005 года

 Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006-2010 годы".

 Статья 2


Правительству Республики Алтай при разработке проектов законов Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующие годы предусматривать средства для реализации республиканской целевой программы "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006-2010 годы".

 Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.     

Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай
И.Э.Яимов

Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
М.И.Лапшин

г.Горно-Алтайск

18 октября 2005 года

N 80-РЗ

     

УТВЕРЖДЕНА
 Законом Республики Алтай
от 18 октября 2005 года N 80-РЗ

Республиканская целевая программа
"Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай
на 2006-2010 годы"


ПАСПОРТ
Республиканской целевой программы
"Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай
на 2006-2010 годы"


Наименование программы

Республиканская целевая программа "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006 - 2010 годы"

Основание для разработки Программы

Федеральный Закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный Закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ Федеральный Закон "О мелиорации земель"

Государственный заказчик программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Цель и задачи программы

Целью Программы является:

-сохранение и повышение плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции в Республике Алтай

Сроки реализации программы

2006 - 2010 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай

Предполагаемые участники программы
(по согласованию)

Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, высшие и средние учебные заведения, филиал Федерального государственного учреждения "Станция защиты растений Республики Алтай", филиал Федерального государственного учреждения "Госкомиссия Российской Федерации" "Майминская станция по сортоиспытанию", филиал Федерального государственного учреждения "Станция по химическому обслуживанию Горно-Алтайская", сельскохозяйственные производители Республики Алтай всех форм собственности

Объемы и источники
финансирования программы

Объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годы 232.87 млн.рублей

В том числе по источникам финансирования:

-федеральный бюджет (планируемые средства для Республики Алтай на реализацию Программы) -56.74 млн.рублей.

-республиканский бюджет - 114.41 млн.рублей.

-внебюджетные источники - 61.72 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализации Программы в 2006-2010 годах позволит произвести:

-увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях на 2-3 балла, а на пашне на 4-5 баллов и производства зерна, семян, кормов, плодоовощной и другой продукции, сохранение сельскохозяйственных земель;

-обеспечение занятости сельского населения в хозяйствах республики; осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, гипсованию, внесению минеральных и органических удобрений;

-проведение гидромелиоративных работ на общей площади 2470 га.

-создание и реконструкцию полезащитных, фитомелиоративных насаждений на площади 20 тыс.га.

-повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения, намеченных программой мероприятий;

-создание правовой и экономической базы повышения плодородия сельскохозяйственных земель;

-подготовку и повышение квалификации кадров

Система организации контроля за исполнением Программы

определяется Министерством сельского хозяйства Республики Алтай.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса республики и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной независимостью республики.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2005 году завершается действие региональной программы "Плодородие". Но цели, определенные этой программой, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование из республиканского бюджета и недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере агропромышленного комплекса Республики Алтай.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

- дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

- уменьшение площади орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне;

- усиление процессов эрозии и опустынивания;

- загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

- увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

- интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастание их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площадей сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почвы и снижению ее плодородия.

Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет большое значение и требует комплексного решения. Для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения представлена республиканская целевая программа "Повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Алтай на 2006-2010 годы" (далее именуется - Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для более полного обеспечения животноводства кормами и обеспечения семенами хозяйств республики в необходимом объеме.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной степени создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.

Исходя из целей Программы, определены следующие задачи:

- обеспечение условий для снижения интенсивности обработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

- повышение степени использования биоклиматического потенциала республики и стабилизация сельскохозяйственного производства;

- улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

- оптимальный учет природно-климатических и других условий по зонам республики;

- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышении жизненного уровня населения.

Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ.

В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.

В Программе предусмотрены средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, создание производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций, а также на известкование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно-исследовательских работ, на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, внесение органических удобрений и культуртехнические работы.

Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики республики с учетом преимущественного привлечения средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

3. Система программных мероприятий


Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Для реализации этих мероприятий необходимо финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

Комплекс мер, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, изложен в приложении 1 и включает в себя систему программных мероприятий. Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.

Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.

Предусматривается провести в плановом порядке внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения эколого-ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей.

Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель, и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов.

Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации Программы на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли.

Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.

Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.

Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять ее безотвальную обработку с учетом почвенно-климатических условий конкретной зоны республики, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.

3.1. Применение органических удобрений


В настоящее время в среднем ежегодно в пахотных почвах минерализуется 37 тыс.тонн гумуса, а восполняется только 32 тыс.тонн, дефицит составляет 5 тыс.тонн. Только для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 400 тыс.тонн органических удобрений.

Вид удобрения

Объем внесения, тыс.тонн

В том числе по годам

2006

2007

2008

2009

2010

Органические
удобрения

421

70

76

84

92

99


В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление падения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет интенсификация биологизации земледелия, которая предполагает помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»