3.1. Обучение неслышащих детей осуществляется в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4-6 лет в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование нормативный срок освоения -2 года.
На первой ступени общего образования в начальных классах проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.
На второй ступени общего образования продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.
На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.
В 1 класс для неслышащих учащихся принимаются, как правило, дети с 7 - летнего возраста.
Для детей, не получивших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс.
Специфика образовательного процесса в коррекционных классах для глухих детей состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения. Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и музыкально-ритмических, а также по всем общеобразовательным предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной звуковой функции, создание слухо-речевой среды на основе использования звукоусиливающей аппаратуры, формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к естественной.
Широко используется предметно-практическое обучение как основа общего и речевого развития, формирования познавательной активности, осознанности в приобретении знаний. Коррекционная работа проводится с широким использованием специализированных технических средств (электроакустическая аппаратура, компьютерная техника и другие технические средства).
По желанию воспитанников, их родителей (законных представителей) возможно введение в ученый план факультативного курса обучения жестовой речи. Сроки ведения курса и его продолжительность определяются коррекционным учреждением.
В составе школы-интерната организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам.
3.2. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих поздно-оглохших детей создаются два отделения: 1 отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
Обучение слабослышащих и позднооглохших детей осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении - 4-5 лет, во 2 отделении - 5-6 лет или 6-7 лет);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях - 5-6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование нормативный срок освоения в 1 отделении - 2 года.
На 1 ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.
На 2 ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
На 3 ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.
В соответствии с уровнем общего и речевого развития воспитанников, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое.
В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения.
Для детей 4-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс.
Для позднооглохших воспитанников (независимо от возраста) с момента восстановления их устной коммуникации со слышащими организуется специальная индивидуальная помощь по обучению восприятию устной речи на зрительной (чтению с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе.
Для развития слухового восприятия и формирования произношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.