N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат | Показатель | Угрозы и побочные факторы |
1. | Определение перечня, объема и структуры ин-формационных потоков по качеству образования и результативности | До конца 2005 года | Министерство образования | Устранение дублирования предоставляемой информации | Известны цели, порядок и назначение собираемой информации | Положительный фактор: наличие целей и задач, вытекающих из других проектов данного Плана |
2. | Проведение мониторинга образовательных потребностей субъектов внешней среды и экономики области | До конца 2005 года | Министерство образования | Наличие в министерстве образования перечня образовательных потребностей населения, "карты" распределения таких потребностей для изменения содержания и реструктуризации сети, перераспределения ресурсов | Задействованность механизма мониторинга потребностей субъектов внешней среды | Положительный фактор: наличие методик и специалистов |
3. | Разработка системы информирования участников образовательного процесса о качестве образования | До конца 2005 года | Министерство образования | Наличие полной информации у участников образовательного процесса о качестве образования, своевременное реагирование на результаты и принятие решения | Достижение прозрачности и доступности результатов качества образования, отсутствие дезинформации, снижение уровня тревожности | Положительный фактор: наличие алгоритма и опыта ряда регионов |
4. | Создание структуры, ответственной за сбор и анализ образовательной статистики | 2005 год | Министерство образования | Система образования обеспечена механизмом сбора, обработки и анализа образовательной статистки | Информация регулярно поступает в министерство образования | Препятствие: неподготовленность управленческих кадров, способных мобильно реагировать на изменения в выборе инструментария сбора информации в соответствии с изменяющимися запросами |
5. | Разработка и внедрение критериев, показателей и измерителей собираемой информации | 2005 год | Министерство образования | Сбор только необходимой информации. Произведение замеров и прослеживание динамики исключительно по наблюдаемым параметрам | Наличие заранее установленных параметров наблюдений | Сопротивление части педагогического сообщества |
6. | Проведение повышения квалификации руководителей органов управления образованием в области стратегического управления и менеджмента качества | год | Министерство образования | Овладение руководителями органов управления образованием современными технологиями менеджмента качества | Широкое внедрение системы менеджмента качества в работу органов управления образованием | Положительный фактор: ощущение большинством руководителей необходимости мониторингового сопровождения образовательного процесса |
7. | Разработка программы создания в Астраханской области корпоративной информационной сети в системе образования | 2006 год | Министерство образования | Наличие в ОУ информации о дате включения их в локальную сеть, приобретения и установки необходимой техники | В области создана корпоративная сеть по обмену информационными потоками, созданы информационные каналы | Препятствие: отсутствие достаточного финансирования |
8. | Создание материально-технической базы для осуществления мониторинга | год | Министерство образования | Наличие в Астраханской области необходимой материально-технической базы и использование современных технологий по обработке информации | Устранена трудоемкость в обработке информации | Препятствие: отсутствие достаточного финансирования |
Проект 3. Оптимизация и реструктуризация сети образовательных учреждений Астраханской области. Изменение структуры управления системой образования
Качественные образовательные услуги может оказывать только та система, которая направляет ресурс на достижение поставленных целей. Следовательно, задача оптимизации имеющихся ресурсов через реструктуризацию образовательной сети становится одной из наиболее важных в деятельности министерства образования и науки Астраханской области.
Существующая сеть образовательных учреждений Астраханской области не позволяет обеспечить качественную реализацию запросов субъектов внешней среды при эффективном использовании имеющихся ресурсов. Добиться успешного решения стратегических целей можно либо постоянно увеличивающимся вливанием в систему образования новых ресурсов - как финансовых, так и материально-технических, кадровых и т. д., либо более эффективным использованием имеющихся.
Совершенно понятно, что ни в одной системе ресурс не может не быть ограниченным. Необходимо учитывать, что система образования Астраханской области существует на средства налогоплательщиков, являющихся одновременно потребителями ее услуг. Таким образом, эффективное использование имеющихся ресурсов становится не только организационной, но и политической задачей.
Существует множество препятствий для эффективного взаимодействия образовательных учреждений, расположенных на территории одного муниципального образования, в силу их различного подчинения. Рынки труда зачастую выходят за рамки муниципального образования. И ориентирование учреждений начального и среднего профессионального образования на рынки труда предполагает быструю реакцию на изменение их конъюнктуры, заставляет их более гибко реагировать на постоянно изменяющийся запрос в этой сфере.
Для решения задачи быстрого реагирования сферы образования на запросы рынка труда необходимо создавать качественно новый тип учебного заведения, который бы вобрал в себя ресурсы учреждений среднего профессионального образования и начального профессионального образования, а также, по возможности, системы учебно-производственных комбинатов.
Наличие противоречий в существующем законодательстве не позволяет реализовать ряд государственных решений в сфере образования, недостаточно отработаны механизмы согласования действий между органами управления образованием; разделение компетенций органов управления зачастую приводит к несогласованности действий руководителей образовательных учреждений при осуществлении государственной политики в сфере образования.
Еще одной причиной необходимости реструктуризации образовательной сети является сложившийся в области территориальный образовательный дисбаланс и, как следствие, недостаточно равный доступ населения к качественным образовательным услугам. Существующие административные границы муниципальных образований на территории Астраханской области не всегда могут удовлетворить равный доступ к качественным образовательным услугам всех потребителей этих услуг, проживающих на территории данного муниципального образования. Неравноудаленность населенных пунктов от центров муниципальных образований, поиск потребителями качественных образовательных услуг, другие факторы этого ряда приводят к тому, что усиливается "образовательная миграция" как в пределах одного муниципального образования, так и за пределами его границ.
Такой "уход" налоговых сборов из муниципальных образований может привести к несогласованности действий их руководителей, руководителей муниципальных органов управления образованием в плане обеспечения нормальной жизнедеятельности образовательных учреждений. В связи с этим возникает вопрос о необходимости проведения реструктуризации образовательной сети Астраханской области, создания четкой сквозной вертикали управления системой для обеспечения единого образовательного пространства на территории Астраханской области и обеспечения достаточно высокого качества предъявляемых образовательных услуг. Одной из новых проблем сети после запуска механизма реструктуризации станет проблема кадров, поэтому решение задач, связанных с реализацией механизма социальной защиты и трудоустройства высвобождающихся кадров в системе, вынесено в отдельный проект.