N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат | Показатель | Угрозы и побочные факторы | ||
1. | Открытие лицевых счетов для всех образовательных учреждений области | До конца 2005 года | Руководители образовательных учреждений (далее - ОУ) | лиц | 100% ОУ | Препятствие: недостаточная подготовленность отдельных руководителей принимать самостоятельные решения, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности | ||
2. | Организация бухгалтерий в ОУ | До конца 2005 года | Руководители ОУ | Открытие бухгалтерий в 100% ОУ | Препятствие: возможное "распыление" ресурсов | |||
3. | Подготовка и повышение квалификации бухгалтеров для ОУ | 2005 год | Муниципальные органы управления образованием | ОУ получают возможность использования подготовленных кадров в своих бухгалтериях | Количество подготовленных бухгалтеров соответствует потребностям ОУ | Положительный фактор: возможность привлечения кадров ЦБ; наличие в области учреждений профессионального образования, способных вести такую работу | ||
4. | Повышение квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием | 2005 год | Министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство образования) | Овладение руководителями муниципальных органов управления образованием соответствующими их уровню знаниями | Отсутствие финансовых нарушений в деятельности ОУ | Препятствие: отсутствие специальных программ и специалистов, способных вести такие курсы | ||
5. | Утверждение механизма нормативного подушевого финансирования | 2005 год | Государственная Дума Астраханской области (далее - ГДАО), Правительство Астраханской области (далее - Правительство), министерство финансов Астраханской области (далее - министерство финансов), министерство образования | Готовность ОУ переходить на подушевое нормативное финансирование | Наличие механизма создания конкурентной среды | Положительный фактор: наличие опыта других субъектов Федерации | ||
6. | Внедрение механизма нормативного подушевого финансирования | 2006 | Министерство образования, министерство финансов | Перевод всех общеобразовательных учреждений области на нормативное подушевое финансирование | 100% ОУ переведены на подушевое финансирование | Положительный фактор: наличие опыта других субъектов Федерации | ||
7. | Создание и внедрение механизма привлечения дополнительных финансовых ресурсов | 2005 год | Министерство образования, министерство финансов, ОУ | Увеличение объема инвестиций в систему образования Астраханской области | Количественное сравнение (до 20% в год) | Препятствие: отсутствие механизмов стимулирования, отсутствие положительного опыта создания попечительских советов и других институтов общественной составляющей управления | ||
8. | Создание и внедрение механизмов стимулирования юридических и физических лиц, инвестирующих ресурсы в образование | 2005 год | Министерство образования, ГДАО, ОУ | Наличие механизма стимулирования | Положительный фактор: наличие на территории Астраханской области юридических и физических лиц, готовых инвестировать ресурсы в образование |
Проект 2. Изменение механизма контроля и задействование мониторинга качества образования в образовательную систему Астраханской области
Общество, возлагая на образование свои надежды, имеет в виду, что производимый системой образования "товар" должен быть такого качества, что его актуальность не будет исчерпана в ближайшее время.
Оценка качества образования нужна для того, чтобы субъекты внешней среды, органы государственной власти могли получать своевременную и надежную информацию о том, как работает система, насколько эффективно используются средства областного бюджета, направляемые на образование, в какой степени активности используются ресурсы образовательного учреждения для организации учебно-воспитательного процесса.
В системе оценки качества образования в структуре управления имеются проблемы, сдерживающие развитие этого направления педагогической деятельности:
- недостаточная аналитическая деятельность результативности качества образования, что выражается в отсутствии выявленных проблем и путей их решения;
- контрольные процедуры не ориентированы на сбор информации, отражающей работу системы в целом; нет критериев результативности;
- нет четко определенной структуры наблюдаемых критериев;
- собираемая информация не рассматривается в диахроническом аспекте;
- отсутствие "прозрачности" и доступности результатов качества образования не позволяет заказчикам и получателям образовательной услуги своевременно реагировать и принимать своевременные действия, отсутствие информированности педагогов, детей, родителей, представителей широкой общественности приводит к дезинформации, повышению тревожности у заинтересованных лиц;
- отсутствие единых методик диагностики, механизмов мониторинговых исследований не позволяет эффективно управлять качеством образования на всех уровнях;
- отсутствие постоянно обновляемой информации об образовательных потребностях населения Астраханской области не позволяет образовательным учреждениям своевременно изменять содержание и структуру системы образования, органам управления образованием субъекта Федерации и муниципальных органов управления образованием перераспределять ресурсы, адекватно изменять структуру сети, концентрировать усилия на удовлетворении образовательных потребностей населения.
С целью придания образованию нового качества, большей объективности, информированности, лучшей обратной связи, большей управляемости возникает необходимость изменения существующего в системе образования механизма контроля и задействования мониторинга качества образования.