Недействующий

О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области

Мероприятия по изменению организационно-финансовых механизмов с целью повышения эффективности использования имеющихся и привлечения новых ресурсов в систему образования Астраханской области


N п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

Показатель

Угрозы и побочные факторы

1.

Открытие лицевых счетов для всех образовательных учреждений области

До конца 2005 года

Руководители образовательных учреждений (далее - ОУ)

лиц

100% ОУ

Препятствие: недостаточная подготовленность отдельных руководителей принимать самостоятельные решения, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности

2.

Организация бухгалтерий в ОУ

До конца 2005 года

Руководители ОУ

Открытие бухгалтерий в 100% ОУ

Препятствие: возможное "распыление" ресурсов

3.

Подготовка и повышение квалификации бухгалтеров для ОУ

2005 год

Муниципальные органы управления образованием

ОУ получают возможность использования подготовленных кадров в своих бухгалтериях

Количество подготовленных бухгалтеров соответствует потребностям ОУ

Положительный фактор: возможность привлечения кадров ЦБ; наличие в области учреждений профессионального образования, способных вести такую работу

4.

Повышение квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием

2005 год

Министерство образования и науки Астраханской области (далее - министерство образования)

Овладение руководителями муниципальных органов управления образованием соответствующими их уровню знаниями

Отсутствие финансовых нарушений в деятельности ОУ

Препятствие: отсутствие специальных программ и специалистов, способных вести такие курсы

5.

Утверждение механизма нормативного подушевого финансирования

2005 год

Государственная Дума Астраханской области (далее - ГДАО), Правительство Астраханской области (далее - Правительство), министерство финансов Астраханской области (далее - министерство финансов), министерство образования

Готовность ОУ переходить на подушевое нормативное финансирование

Наличие механизма создания конкурентной среды

Положительный фактор: наличие опыта других субъектов Федерации

6.

Внедрение механизма нормативного подушевого финансирования

2006

Министерство образования, министерство финансов

Перевод всех общеобразовательных учреждений области на нормативное подушевое финансирование

100% ОУ переведены на подушевое финансирование

Положительный фактор: наличие опыта других субъектов Федерации

7.

Создание и внедрение механизма привлечения дополнительных финансовых ресурсов

2005 год

Министерство образования, министерство финансов, ОУ

Увеличение объема инвестиций в систему образования Астраханской области

Количественное сравнение (до 20% в год)

Препятствие: отсутствие механизмов стимулирования, отсутствие положительного опыта создания попечительских советов и других институтов общественной составляющей управления

8.

Создание и внедрение механизмов стимулирования юридических и физических лиц, инвестирующих ресурсы в образование

2005 год

Министерство образования, ГДАО, ОУ

Наличие механизма стимулирования

Положительный фактор: наличие на территории Астраханской области юридических и физических лиц, готовых инвестировать ресурсы в образование

Проект 2. Изменение механизма контроля и задействование мониторинга качества образования в образовательную систему Астраханской области

Общество, возлагая на образование свои надежды, имеет в виду, что производимый системой образования "товар" должен быть такого качества, что его актуальность не будет исчерпана в ближайшее время.

Оценка качества образования нужна для того, чтобы субъекты внешней среды, органы государственной власти могли получать своевременную и надежную информацию о том, как работает система, насколько эффективно используются средства областного бюджета, направляемые на образование, в какой степени активности используются ресурсы образовательного учреждения для организации учебно-воспитательного процесса.

В системе оценки качества образования в структуре управления имеются проблемы, сдерживающие развитие этого направления педагогической деятельности:

- недостаточная аналитическая деятельность результативности качества образования, что выражается в отсутствии выявленных проблем и путей их решения;

- контрольные процедуры не ориентированы на сбор информации, отражающей работу системы в целом; нет критериев результативности;

- нет четко определенной структуры наблюдаемых критериев;

- собираемая информация не рассматривается в диахроническом аспекте;

- отсутствие "прозрачности" и доступности результатов качества образования не позволяет заказчикам и получателям образовательной услуги своевременно реагировать и принимать своевременные действия, отсутствие информированности педагогов, детей, родителей, представителей широкой общественности приводит к дезинформации, повышению тревожности у заинтересованных лиц;

- отсутствие единых методик диагностики, механизмов мониторинговых исследований не позволяет эффективно управлять качеством образования на всех уровнях;

- отсутствие постоянно обновляемой информации об образовательных потребностях населения Астраханской области не позволяет образовательным учреждениям своевременно изменять содержание и структуру системы образования, органам управления образованием субъекта Федерации и муниципальных органов управления образованием перераспределять ресурсы, адекватно изменять структуру сети, концентрировать усилия на удовлетворении образовательных потребностей населения.

С целью придания образованию нового качества, большей объективности, информированности, лучшей обратной связи, большей управляемости возникает необходимость изменения существующего в системе образования механизма контроля и задействования мониторинга качества образования.