Инструментом стратегического анализа при подготовке Плана явился SWОT-анализ (выявление сильных и слабых сторон проекта). Использование SWОT-анализа позволило провести классификацию сильных и слабых сторон и выбрать те, которые наилучшим образом могут быть реализованы в проектах с учетом имеющихся внешних и внутренних возможностей, а также те, которые нуждаются в укреплении, либо перестают быть сильными с учетом внешних препятствий. При проведении SWОT-анализа авторы проекта стратегического Плана искали ответ на следующие вопросы:
- кому и зачем нужна система образования Астраханской области?
- что система образования Астраханской области может дать потребителям ее услуг?
- почему мы убеждены, что система образования Астраханской области может быть успешной?
SWОT-анализ проводился в три этапа:
1. Анализ текущей ситуации.
2. Анализ внешней к системе образования среды.
3. Разработка сценариев развития.
SWОT-анализ позволил выстроить политику развития системы образования Астраханской области, суть которой заключается в следующем:
- использование сильных сторон и благоприятных возможностей;
- использование имеющихся преимуществ;
- укрепление перспективных направлений;
- устранение слабых сторон;
- минимизация последствий неблагоприятных внешних изменений.
Основной составляющей этапа разработки Плана явилось проведение стратегического анализа, который сформировал основу для выбора приоритетных проектов. Информационными источниками стратегического анализа стали:
- опросы субъектов внешней среды;
- интервьюирование учащихся, родителей, представителей заинтересованных организаций и учреждений;
- анкетирование.
Целью данных акций было получение разнообразных точек зрения как на образовательные потребности и запросы различных групп населения Астраханской области, так и на существующие проблемы.
Установлено, что основными потребителями услуг системы образования Астраханской области являются:
- государство в лице органов государственной власти;
- муниципальные сообщества в лице родителей, органов местного самоуправления;
- учащиеся;
- взрослые потребители образовательных услуг;
- работодатели, как опосредованные потребители образовательных услуг.
Анализ запросов данных категорий субъектов внешней среды позволяет сформулировать следующие группы запросов и потребностей:
среды | Запросы и потребности |
Государство | 3. Формирование ключевых компетенций |
образование | 2. Эффективное использование ресурсов |
Родители | 6. Доступ к ресурсам системы |
Учащиеся | 5. Возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий |
образовательных услуг | 4. Доступ к ресурсам системы |
Работодатели | 3. Воспитание в будущих работниках самостоятельности, ответственности, умения принимать решения |