N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат | Показатель | Угрозы и побочные факторы |
1. | Разработка механизма мониторинга педагогического сообщества по вопросам повышения квалификации | 2005 год | Министерство образования | Качественный инструмент для изучения запросов | Анкеты, тесты, опросники, инструментарий, мониторинг | Препятствие: недостаток опыта |
2. | Проведение мониторинга | 2005 год | Министерство образования | Реальная картина востребованности видов и форм повышения квалификации | Статистический и аналитический материал | Препятствие: недостоверность информации |
3. | Проведение сравнительного анализа результатов мониторинга с имеющейся системой | 2005 год | Министерство образования | Выявление расхождений | Таблица аберрации | Препятствие: возможно полное несовпадение или частичное совпадение |
4. | Разработка модели повышения квалификации для работников социальной сферы | 2005 год | Министерство образования | Наличие механизмов для перехода на принципиально новую систему повышения квалификации | Соответствующий нормативный правовой акт | Положительный фактор: наличие подобных документов в других субъектах Федерации |
5. | Разработка нормативной базы по финансовым обязательствам по повышению квалификации педагогических работников | 2005 год | Министерство образования, Правительство | Создание нормативной базы | Наличие нормативной базы | Положительный фактор: наличие подобных документов в других субъектах Федерации |
6. | Создание альтернативных моделей повышения квалификации | 2005 год | Министерство образования | Создание конкурентной среды в сфере повышения квалификации. Усиление мотивации педагогов к повышению квалификации. Появление сети учреждений, реализующих программы повышения квалификации | Количество учреждений, предоставляющих услуги постдипломного образования | Препятствие: неготовность учреждений образования выступить с инициативой создания на их базе альтернативных учреждений повышения квалификации |
7. | Создание областного независимого учреждения, специализирующегося на аттестации педагогических кадров | 2005 год | Министерство образования | Исключение негативных явлений при прохождении педагогическими работниками аттестации | Увеличение числа педагогов, претендующих на повышение квалификационных категорий, уменьшение количества жалоб | Препятствие: трудность в подборе кадров, способных действовать в условиях рынка образовательных услуг. Положительный фактор: ожидание педагогической общественностью создания прозрачной и негромоздкой системы аттестации |
8. | Создание ресурсных центров в образовательных округах | 2005 год | Министерство образования | Сосредоточение ресурсов в единых центрах | Рост количества обращений педагогов за консультацией и помощью | Положительный фактор: наличие кадров, способных выступить в качестве сотрудников таких центров |
9. | Разработка и принятие нового положения об аттестации педагогических и руководящих кадров Астраханской области | 2005 год | Министерство образования | Наличие современной процедуры аттестации | Соответствующий нормативный правовой акт | Положительный фактор: наличие подобных документов в других субъектах Федерации |
10. | Внедрение системы финансовых обязательств по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров | 2006 год | Министерство образования | Педагогические и руководящие кадры имеют выбор места прохождения повышения квалификации | Рост количества альтернативных учреждений повышения квалификации | Угрозы: использование педагогическими работниками традиционных источников повышения квалификации Положительный фактор: наличие подобного опыта в других субъектах Федерации |
Проект 5. Развитие общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования
Одна из основных особенностей современного образования состоит в разрыве между образовательными потребностями общества и механизмом управления системой образования. Потребители образовательных услуг, выступая в качестве субъектов внешней среды по отношению к системе образования, не только формулируют свои образовательные запросы и потребности, но и хотят иметь реальные рычаги влияния на систему, то есть принимать участие в управлении ею. Однако сложившаяся практика не позволяет заказчикам в полной мере осуществлять функции управления, реально влиять на образовательную систему. Общественное управление образованием в настоящее время преимущественно заключается в наличии квазиуправляющих общественных органов - родительских комитетов классов, собраний, советов, управленческие функции которых весьма ограничены.
Кроме того, сказывается недостаточная информированность населения по вопросам образования.
Необходимо отметить также, что с развитием многоканального финансирования муниципального образования и усилением роли представителей социума в качестве заказчиков услуг и будущих работодателей в качестве инвесторов системы совершенно естественно будет увеличиваться потребность их участия в управлении.
Таким образом, возрастающий уровень социальных ожиданий от образования и накопившиеся нерешенные проблемы образования требуют активного вовлечения в управление образованием общественных субъектов, а также развития партнерского взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Общественная составляющая в управлении системой образования обеспечит привлечение средств в образование, прозрачность расходования этих средств, коллегиальность при принятии решения о выборе приоритетов при направлении привлеченных в систему финансовых средств на те или иные образовательные нужды.