Недействующий

О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области

Мероприятия по развитию общественной составляющей в управлении муниципальной системой образования


N п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

Показатель

Угрозы и побочные факторы

1.

Организация постоянно действующих семинаров

2005-2007 гг.

Министерство образования, органы управления образованием

Обретение нового управленческого опыта, сокращение дистанции в управлении

Рост влияния общественной составляющей - увеличение количества общественных организаций, ориентированных на систему образования

Препятствие: недостаток практического опыта у руководителей органов управления образованием

2.

Расширение полномочий областных общественных организаций, ориентированных на систему образования

2005-2007 гг.

Министерство образования

Реализация прав субъектов внешней среды на участие в управлении системой образования в пределах компетенции и в рамках законодательства

Количество "участия" в принятии решений с совещательным голосом

Препятствие: недостаток практического опыта у руководителей органов управления образованием

3.

Создание нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование попечительских советов

2005 год

Правительство, министерство образования

Возможность создания попечительских советов во всех учреждениях образования области

Соответствующие нормативные правовые акты

Положительный фактор: наличие подобных документов в других субъектах Федерации

4.

Создание попечительских советов

2005-2006 гг.

учреждения образования

Реальное участие общественности в управлении системой образования

Рост числа попечительских советов

Положительный фактор: наличие подобной практики в других субъектах Федерации

5.

Создание областного совета общественных управляющих

2006 год

Министерство образования

Реальное участие общественности в управлении системой образования, участие будущих работодателей в формировании образовательной политики

Создание и функционирование совета общественных управляющих и областного совета работодателей

Препятствие: недостаточная проработанность федерального и областного законодательства в части регламентации деятельности совета общественных управляющих

6.

Проведение PR-кампании "Социальное партнерство в образовании"

2006 год

Министерство образования

Демонстрация потребителям образовательных услуг возможностей социального партнерства

Усиление имиджа попечительства

Препятствие: недостаточная проработанность федерального и областного законодательства в части регламентации деятельности совета общественных управляющих

Проект 6. Реализация механизма социальной защиты и трудоустройства высвобождающихся кадров в системе образования

В связи с реструктуризацией сети образовательных учреждений Астраханской области и созданием образовательных округов неизбежно возникнет проблема перераспределения кадрового ресурса.

Основным ресурсом каждого педагога в отдельности является его интеллектуальный ресурс. Интеллектуальный ресурс имеет тенденцию к старению и потере актуальности по мере его использования. Так, получив определенный уровень знаний и профессиональной подготовки в учреждении профессионального образования, педагог по мере накопления практического опыта приходит к состоянию, когда появляется необходимость получения подпитки извне. Если вести речь о квалификации педагога, то необходимо отметить обязательное наличие условия постановки перед ним новой профессиональной или технологической задачи, которая автоматически сделает его неквалифицированным для ее выполнения, тем самым создаст ситуацию получения квалификации, соответствующей новым целям деятельности.

Реструктуризация сети и в связи с этим возможная переориентация учреждений образования на новый вид деятельности неизбежно приведет к необходимости переквалификации педагогов. Вполне возможно, что создастся ситуация высвобождения кадров или перепрофилирования их на новый вид деятельности. Ситуация будет осложнена тем, что педагогическая среда в значительной степени консервативна, и процесс переориентации деятельности, перепрофилирования и изменения квалификации будет идти с определенными трудностями и осложнениями, вызванными в основном человеческим фактором.

Значительным по воздействию внешним ресурсом для этой системы может стать рынок постдипломного образования, который должен получить развитие при реализации проекта 4 "Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования". Другим вариантом решения проблемы занятости при слиянии учреждений образования или в условиях укрупнения образовательных единиц может стать приближение педагогического потенциала к месту предоставления образовательной услуги, иначе говоря, в отдельных случаях возможно пространственное перемещение не обучающихся, а обучающих.

Комплекс мероприятий данного проекта должен предусматривать максимальные усилия по социальной защите педагогических кадров. При укрупнении или разукрупнении образовательных единиц необходимо предусмотреть создание структурных подразделений образовательных центров или филиалов. Одним из способов создания условий максимальной занятости высвобождающихся в результате реструктуризации образовательной сети педагогических кадров может стать процесс перепрофилирования учреждений дополнительного образования с целью максимального удовлетворения дополнительных образовательных услуг, переноса места дислокации таких услуг в учреждения общего образования, перераспределения кадрового ресурса путем создания губернских колледжей.

Положительным фактором может стать осознанная необходимость непрерывного образования для педагога в условиях меняющихся задач, что в целом поможет более успешно решить одну из основных целей Плана - повышение качества образовательных услуг.

Таким образом, проект призван решить следующие задачи:

1. Сохранение кадрового потенциала образовательной сети Астраханской области.

2. Создание условий полной занятости педагогических кадров.

3. Создание условий не снижения жизненного уровня педагогов, а постоянного его повышения.

Для успешного осуществления этих задач необходимо провести тщательную ревизию педагогических кадров на предмет возможности получения второй или третьей специальности, исходя из складывающейся потребности в оказании тех или иных образовательных услуг.