Недействующий

О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области

Мероприятия по оптимизации и реструктуризации сети образовательных учреждений Астраханской области. Изменение структуры управления системой образования


N п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

Показатель

Угрозы и побочные факторы

1.

Проведение PR-кампании в средствах массовой информации о необходимости оптимизации сети и управления системой образования

2005 год

Министерство образования, средства массовой информации (далее - СМИ)

Будет подготовлено общественное мнение

Все население области знает и понимает необходимость создания образовательных округов

Препятствие: возможное негативное влияние СМИ ввиду сопротивления со стороны общественного мнения

2.

Составление карты расположения образовательных учреждений на территории муниципальных образований

До конца 2005 года

Министерство образования

Наличие информации о возможном построении образовательных округов

Создана карта возможных потоков обучающихся из малых населенных пунктов в крупные

Положительный фактор: наличие карт муниципальных образований с указанием расстояний между населенными пунктами области

3.

Выявление возможностей транспортных перевозок обучающихся

До конца 2005 года

Министерство образования

Наличие полной информации в министерстве образования о потребностях в транспорте для осуществления перевозок обучающихся

Имеется потребность в приобретении автобусов и возможность оценки финансовых запросов

Отсутствие дополнительных средств в областном бюджете

4.

Определение муниципальных образований, на базе которых будут создаваться экспериментальные округа

До конца 2005 года

Министерство образования

Переход к новой системе управления будет проходить с меньшими затратами ресурсов

Подготовлены все мероприятия в связи с переходом на новую систему управления образованием

Положительный фактор: наличие согласия ряда руководителей муниципальных органов управления образованием на участие в эксперименте; наличие опыта в других субъектах Федерации

5.

Создание "пилотных" образовательных округов

До конца 2005 года

Министерство образования

Построение новой модели управления системой образования

Правовой акт Правительства

Препятствие: Возможное негативное влияние СМИ ввиду сопротивления со стороны общественного мнения

6.

Создание ресурсных центров в округах

2005 год

Министерство образования

Возможность приближения распределителя и организатора ресурсов к учреждениям образования

В каждом образовательном округе имеется ресурсный центр

Положительный фактор: наличие ресурса

7.

Мониторинг потребностей профильных направлений

2006 год

Определена "карта" профильной подготовки на отдельных участках образовательных округов

Руководство образовательным округом знает о потребности заказчика на образовательные услуги

Положительный фактор: руководители образовательных округов могут кооперировать ресурсы в соответствии с запросами

8.

Реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования

2005-2007 гг.

Исключение затрат бюджетных средств на подготовку невостребованных в государственном секторе кадров. Возможность определения госзаказа на подготовку кадров по профессиям, востребованным на рынке труда

Возникновение губернских колледжей. Уменьшение затрат на подготовку невостребованных специалистов

Положительный фактор: ряд руководителей учреждений начального профессионального образования готовы и хотят перейти на "рыночный" вариант своей деятельности

9.

Организация рекламной кампании по предложению бизнес-сообществу возможности подготовки кадров. Разработка и внедрение механизмов привлечения инвестиций со стороны бизнеса

Появление заказа от представителей бизнеса на подготовку кадров

Рост количества заказчиков

Положительный фактор: наличие потребности представителей бизнеса иметь "доморощенные" кадры

10

Организация профильных школ с учетом заказа потребителей образовательных услуг

Образовательные учреждения активно переходят на профильную подготовку. Начинает работать рынок образовательных услуг, создается конкурентная среда для учреждений образования внутри образовательных округов и за их пределами

Количество учреждений образования, перешедших на профильное и предпрофильное обучение

Положительный фактор: наличие материальной базы, людских ресурсов в крупных средних школах, возможность перераспределения ресурсов

Проект 4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования

Современное состояние системы образования, необходимость её модернизации требуют технологически грамотных и психологически готовых педагогических и руководящих работников.

Однако существующая система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров устарела, оторвана от запросов современной образовательной практики, не сориентирована на достижение новых целей и задач. Ввиду отсутствия необходимых инструментов и механизмов сбора информации практически не формируется заказ на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих работников.

Отсутствие возможностей у педагогических и руководящих работников повышать свою квалификацию на основе собственного выбора (места, времени, форм и методов) не позволяет обеспечивать эффективный профессиональный уровень технологической подготовки. Кроме того, ситуация усложняется воздействием двух дополнительных факторов:

- Астраханский областной институт усовершенствования учителей является монополистом на рынке образовательных услуг по последипломной переподготовке педагогических работников и в условиях отсутствия конкуренции не имеет стимулов для повышения качества предоставляемой услуги;

- у работников системы образования не сформирована мотивация в необходимости повышения квалификации; единственным регулирующим эту процедуру документом является Положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322), которое декларирует необходимость прохождения курсов повышения квалификации, как составляющей процедуры аттестации на квалификационные категории по должности "учитель".

Таким образом, необходимо сформулировать и сформировать государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров; добиться обновления системы, содержания, технологий профессиональной переподготовки и повышения квалификации; обновить формы и содержание аттестации педагогических и руководящих работников; разработать и задействовать механизм эффективного материального стимулирования повышения квалификации. Добиться этого можно через внедрение модели конкурсной основы повышения квалификации и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников (ваучер).

Роль альтернативных источников повышения квалификации могли бы сыграть ресурсные центры, созданные в образовательных округах, а также другие образовательные учреждения всех форм собственности.