N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные | Ожидаемый результат | Показатель | Угрозы и побочные факторы |
1. | Проведение PR-кампании в средствах массовой информации о необходимости оптимизации сети и управления системой образования | 2005 год | Министерство образования, средства массовой информации (далее - СМИ) | Будет подготовлено общественное мнение | Все население области знает и понимает необходимость создания образовательных округов | Препятствие: возможное негативное влияние СМИ ввиду сопротивления со стороны общественного мнения |
2. | Составление карты расположения образовательных учреждений на территории муниципальных образований | До конца 2005 года | Министерство образования | Наличие информации о возможном построении образовательных округов | Создана карта возможных потоков обучающихся из малых населенных пунктов в крупные | Положительный фактор: наличие карт муниципальных образований с указанием расстояний между населенными пунктами области |
3. | Выявление возможностей транспортных перевозок обучающихся | До конца 2005 года | Министерство образования | Наличие полной информации в министерстве образования о потребностях в транспорте для осуществления перевозок обучающихся | Имеется потребность в приобретении автобусов и возможность оценки финансовых запросов | Отсутствие дополнительных средств в областном бюджете |
4. | Определение муниципальных образований, на базе которых будут создаваться экспериментальные округа | До конца 2005 года | Министерство образования | Переход к новой системе управления будет проходить с меньшими затратами ресурсов | Подготовлены все мероприятия в связи с переходом на новую систему управления образованием | Положительный фактор: наличие согласия ряда руководителей муниципальных органов управления образованием на участие в эксперименте; наличие опыта в других субъектах Федерации |
5. | Создание "пилотных" образовательных округов | До конца 2005 года | Министерство образования | Построение новой модели управления системой образования | Правовой акт Правительства | Препятствие: Возможное негативное влияние СМИ ввиду сопротивления со стороны общественного мнения |
6. | Создание ресурсных центров в округах | 2005 год | Министерство образования | Возможность приближения распределителя и организатора ресурсов к учреждениям образования | В каждом образовательном округе имеется ресурсный центр | Положительный фактор: наличие ресурса |
7. | Мониторинг потребностей профильных направлений | 2006 год | Определена "карта" профильной подготовки на отдельных участках образовательных округов | Руководство образовательным округом знает о потребности заказчика на образовательные услуги | Положительный фактор: руководители образовательных округов могут кооперировать ресурсы в соответствии с запросами | |
8. | Реструктуризация сети учреждений начального профессионального образования | 2005-2007 гг. | Исключение затрат бюджетных средств на подготовку невостребованных в государственном секторе кадров. Возможность определения госзаказа на подготовку кадров по профессиям, востребованным на рынке труда | Возникновение губернских колледжей. Уменьшение затрат на подготовку невостребованных специалистов | Положительный фактор: ряд руководителей учреждений начального профессионального образования готовы и хотят перейти на "рыночный" вариант своей деятельности | |
9. | Организация рекламной кампании по предложению бизнес-сообществу возможности подготовки кадров. Разработка и внедрение механизмов привлечения инвестиций со стороны бизнеса | Появление заказа от представителей бизнеса на подготовку кадров | Рост количества заказчиков | Положительный фактор: наличие потребности представителей бизнеса иметь "доморощенные" кадры | ||
10 | Организация профильных школ с учетом заказа потребителей образовательных услуг | Образовательные учреждения активно переходят на профильную подготовку. Начинает работать рынок образовательных услуг, создается конкурентная среда для учреждений образования внутри образовательных округов и за их пределами | Количество учреждений образования, перешедших на профильное и предпрофильное обучение | Положительный фактор: наличие материальной базы, людских ресурсов в крупных средних школах, возможность перераспределения ресурсов |
Проект 4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования
Современное состояние системы образования, необходимость её модернизации требуют технологически грамотных и психологически готовых педагогических и руководящих работников.
Однако существующая система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров устарела, оторвана от запросов современной образовательной практики, не сориентирована на достижение новых целей и задач. Ввиду отсутствия необходимых инструментов и механизмов сбора информации практически не формируется заказ на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
Отсутствие возможностей у педагогических и руководящих работников повышать свою квалификацию на основе собственного выбора (места, времени, форм и методов) не позволяет обеспечивать эффективный профессиональный уровень технологической подготовки. Кроме того, ситуация усложняется воздействием двух дополнительных факторов:
- Астраханский областной институт усовершенствования учителей является монополистом на рынке образовательных услуг по последипломной переподготовке педагогических работников и в условиях отсутствия конкуренции не имеет стимулов для повышения качества предоставляемой услуги;
- у работников системы образования не сформирована мотивация в необходимости повышения квалификации; единственным регулирующим эту процедуру документом является Положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322), которое декларирует необходимость прохождения курсов повышения квалификации, как составляющей процедуры аттестации на квалификационные категории по должности "учитель".
Таким образом, необходимо сформулировать и сформировать государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров; добиться обновления системы, содержания, технологий профессиональной переподготовки и повышения квалификации; обновить формы и содержание аттестации педагогических и руководящих работников; разработать и задействовать механизм эффективного материального стимулирования повышения квалификации. Добиться этого можно через внедрение модели конкурсной основы повышения квалификации и введение персонифицированного финансирования повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников (ваучер).
Роль альтернативных источников повышения квалификации могли бы сыграть ресурсные центры, созданные в образовательных округах, а также другие образовательные учреждения всех форм собственности.