Недействующий

О стратегическом плане развития системы образования Астраханской области

Проблемный анализ


Анализ показывает, что в течение последних лет при общем уменьшении количества обучающихся в образовательных учреждениях пропорционально не уменьшаются расходы на каждое учреждение. "Стоимость" оценки "отлично", полученной на итоговой аттестации в форме и по материалам Единого государственного экзамена, не коррелирует с расходами на образование по муниципалитетам и отдельным общеобразовательным учреждениям, что говорит о назревшей необходимости перераспределения средств между общеобразовательными учреждениями и создания конкурентной среды, которая может быть действенной только при нормативном подушевом финансировании.

Кроме того, наметилась тенденция изменения потребностей населения и перехода от сложившегося в социуме отношения к начальной школе как к гарантированному месту комфортного пребывания детей младшего школьного возраста к набирающему вес отношению к ней как к учреждению начального формирования установок и компетенции детей. Рост востребованности мест в дошкольных учреждениях свидетельствует о прохождении "демографического перигея" и начале роста численности детского населения области, что через несколько лет неизбежно приведет к необходимости структурных изменений в системе общего образования.

Качество предоставляемых услуг в области дополнительного образования оставляет желать лучшего, так как зачастую услуга предоставляется не от потребности заказчика, а от создавшейся материальной базы и наличия кадров в учреждениях дополнительного образования, что вызывает необходимость реструктуризации сети учреждений дополнительного образования и создания устойчивой ситуации приближения услуги к потребителю. Созревает необходимость организации нормативного социального заказа на занятость школьников вне уроков.

При сокращающейся численности учащихся общеобразовательных школ появились и заслуживают существенного внимания новые тенденции - сокращение учащихся в гимназиях и лицеях, а также сокращение общего количества учащихся в 10-х классах общеобразовательных школ области. Это объясняется двумя факторами: часть родителей и учащихся неуверенно относится к Единому государственному экзамену как к форме итогового контроля и желает как можно раньше получить востребованное профессиональное образование.

Данная тенденция будет нарастать и в дальнейшем, что необходимо учитывать министерству образования и науки Астраханской области при формировании образовательной политики в сфере начального и среднего профессионального образования на территории области. В связи с переводом учреждений начального профессионального образования и планирующимся переводом учреждений среднего профессионального образования в ведение Астраханской области появляется необходимость реструктуризации всей сети начального и среднего профессионального образования с целью согласования ее со сложившимся рынком труда и востребованностью тех или иных профессий на территории Астраханской области.

Снижается также потребность в услугах учебно-производственных комбинатов (далее - УПК). Учреждения этого типа, созданные в середине 1980-х годов, выполнили свою задачу и сегодня не пользуются спросом со стороны потребителей образовательных услуг, их сеть также нуждается в реструктуризации. В зависимости от конкретных условий в муниципальных образованиях имеется ряд путей решения этой проблемы. В целом использование кадрового ресурса и материальной базы УПК в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение может оказать положительное воздействие.

Заметной становится проблема неудовлетворенности педагогической общественности качеством предоставляемых услуг учреждением повышения квалификации (Астраханский областной институт усовершенствования учителей). Выходом из этой ситуации может стать персонификация и введение государственных финансовых обязательств (образовательных ваучеров) на получение услуги по повышению квалификации педагогов, что неизбежно приведет к необходимости реорганизации Астраханского областного института усовершенствования учителей, созданию сети альтернативных институтов повышения квалификации и, как следствие, появлению рынка услуг в этой образовательной области.

Статистический анализ расходов областного бюджета на образование показывает, что при существенном росте расходов как в стоимостном, так и в процентном выражении большая доля расходов идет на выплату заработной платы работникам отрасли, что сдерживает дальнейшее развитие системы. Учитывая, что образование и без того является наиболее ресурсо- и финансовоемкой отраслью сферы обслуживания, а также то, что образовательная услуга является пролонгированной по времени, необходимы усилия по более эффективному использованию бюджетных средств и привлечению дополнительных инвестиций, что является одной из основных целей Плана.

Реализация новых принципов организации и формирования системы образования приводит к целому ряду разрывов между состоянием системы как объекта управления и существующими механизмами управления ею. Сложившаяся практика организации образования по муниципальному принципу во многих случаях не обеспечивает полноты предоставляемых образовательной сетью услуг и часто ведет к неэффективному использованию ресурсов.

В условиях небольших муниципальных образований образовательная сеть не обеспечивает доступность различных образовательных программ или обеспечивает их с большими издержками ввиду рассредоточения ресурсов. Существует несоответствие между полномочиями и ответственностью государства и муниципальных образований в сфере образования, кроме того, нарушена управленческая вертикаль в образовании. В связи с этим возникает необходимость перестройки парадигмы управления в сфере образования Астраханской области, которая была бы нацелена на максимальное удовлетворение запросов потребителей в области образования при экономном и рациональном расходовании всего спектра ресурсов, которыми данная отрасль располагает. Одним из решений этой проблемы должно стать создание образовательных округов на территории Астраханской области.