Проект 1. Изменение организационно-финансовых механизмов с целью повышения эффективности использования имеющихся и привлечения новых ресурсов в систему образования Астраханской области
Сложившаяся в предыдущие годы практика концентрации финансовых ресурсов не является на сегодняшний день эффективной, так как она уже выполнила задачу, которая была поставлена с целью сохранения функционирования сети образовательных учреждений Астраханской области в условиях жесточайшего дефицита бюджетных средств в течение последних лет. Кроме того, сложившийся механизм финансирования образовательных учреждений не является мобильным в постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуре запросов потребителей образовательных услуг, так как создаются определенные препятствия для реализации прав обучающихся на выбор образовательных услуг в соответствии с их запросами. Большинство образовательных учреждений не реализуют своих функций, вытекающих из их статуса самостоятельного юридического лица.
Подмена деятельности руководителей образовательных учреждений деятельностью муниципальных органов управления в решении хозяйственных и финансовых вопросов приводит к неэффективности использования средств, выделяемых на образование. Одновременно с этим отсутствие механизма нормативного подушевого финансирования учреждений образования и, как следствие, неготовность к переходу учреждений образования на нормативное подушевое финансирование образовательного процесса являются препятствием для рационального распределения средств внутри сети.
Отсутствие механизмов инвестирования средств в систему образования является определенным препятствием для создания возможности привлечения дополнительных ресурсов.
Таким образом, для повышения эффективности использования имеющихся средств бюджета Астраханской области и стимулирования привлечения дополнительных средств в систему образования необходимо:
- введение механизма нормативного подушевого финансирования образовательного процесса учреждений общего образования;
- изменение механизма финансирования учреждений дополнительного образования детей и создание нормативного социального заказа на занятость школьников вне уроков;
- изменение механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений с целью повышения степени адекватности предоставляемых услуг запросам детей и их родителей;
- введение государственного заказа на подготовку кадров для Астраханской области и нормативного подушевого финансирования образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;
- создание и задействование механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов в систему образования Астраханской области.
Выполнение этих задач придаст новый импульс руководителям образовательных учреждений в принятии стратегических и тактических решений.
С введением нормативного подушевого финансирования образовательные учреждения будут в состоянии обеспечить конкурентную среду внутри образовательной сети Астраханской области.
Механизм нормативного подушевого финансирования и казначейского исполнения бюджета не будет исключать, а наоборот, станет стимулировать желание руководителей образовательных учреждений на поиски возможностей рационального расходования средств через грамотный подход к составлению годовых смет расходов и инвестирования внебюджетных средств в систему образования Астраханской области.
После создания условий для нормативного подушевого финансирования учреждений общего образования, нормативного подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального образования, а также изменения системы финансирования дошкольных образовательных учреждений отдельные элементы системы образования Астраханской области смогут стать конкурентоспособными в плане предоставления разнообразных услуг, что сделает систему более гибкой и более успешно реагирующей на запросы рынка образовательных услуг.
При решении этих задач возникнет ряд проблем, требующих комплексного решения:
- необходимо в первую очередь разработать и принять нормативную правовую базу, не противоречащую действующему федеральному законодательству.
- поскольку организационный этап потребует инвестирования ресурсов, которые система образования не сможет получить извне, возникнет необходимость перераспределения имеющихся в ее распоряжении ресурсов как человеческих, так и финансовых.