Действующий

О целевой республиканской программе "Комплексная программа реформирования региональных финансов Республики Коми" (с изменениями на 27 декабря 2006 года)

3.7. Совершенствование долговой политики (G)


Анализ исходного состояния

Республика Коми относится к регионам-"донорам", которым не приходится рассчитывать на помощь федерального центра в виде трансфертов, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки.

Вместе с тем консолидированный бюджет Республики Коми был и по-прежнему остается дефицитным, что выводит на первый план проблему привлечения средств для его покрытия. При этом важным является выбор наиболее оптимального механизма и вида заимствований.

Каждый из видов заимствований имеет свои преимущества и свои недостатки. Так, например, кредиты, как правило, обременены залогом. В то же время из-за инерционности их ставки могут быть меньше подвержены изменениям. Облигации обладают лучшей ликвидностью, круг инвесторов по ним значительно шире и вариабельнее. Именно поэтому Республика Коми на протяжении ряда лет успешно выпускает облигационные займы, рассматривая их как финансовый инструмент, позволяющий оптимизировать структуру государственного долга и существенно снизить затраты по его обслуживанию.

В 2001 - 2002 годах были выпущены облигации объемом 400 млн.рублей сроком обращения два года 11 месяцев, в декабре 2002 года размещен пятилетний заем на сумму 500 млн.рублей, и, наконец, в октябре 2003 года Республика Коми впервые выступила эмитентом долгосрочных ценных бумаг, разместив на ММВБ семилетние облигации объемом 700 млн.рублей. Указанные размещения позволили увеличить средний срок погашения долговых обязательств (дюрацию), уровень долгосрочных обязательств в структуре государственного долга Республики Коми, что значительно снижает нагрузку на республиканский бюджет Республики Коми.

Безупречность кредитной истории и репутации Республики Коми как заемщика подтверждается кредитными рейтингами, присвоенными Республике Коми и подтвержденными международными рейтинговыми агентствами "Moody's Investors Service" и "Fitch Ratings". Рейтинги равны, соответственно, В1 и В+ (прогнозы стабильные). Оценки кредитоспособности, полученные от соответствующих агентств, представляют собой независимую, общепризнанную оценку риска неплатежа по займам. Это снимает необходимость в независимом анализе и существенно увеличивает количество потенциальных инвесторов, что позволяет значительно увеличить сумму заимствований и снизить их стоимость.

В планах Республики Коми продолжить выпуск и размещение облигационных займов для финансирования инвестиционных программ, что потребует дальнейшего совершенствования форм и методов работы с государственными заимствованиями.

Таким образом, Правительство Республики Коми ведет последовательную политику по уменьшению государственного долга республики, снижению рисков и повышению ликвидности долговых обязательств, предусматривающую снижение совокупного государственного долга республики и замещение внешних источников финансирования внутренними, более ликвидными.

План реформирования

Основным направлением совершенствования долговой политики станет формализация процедур управления долгом Республики Коми, в том числе:

1) формализация процедур принятия долговых обязательств;

2) формализация процедур предоставления гарантий.

Кроме того, будет предпринят ряд мер, направленных на снижение и реструктуризацию кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми.

Одной из важных задач, стоящих перед Министерством финансов Республики Коми в рамках совершенствования управления долгом, является расширение перечня объектов, которые должны подлежать единому учету в рамках системы управления долгом Республики Коми. Помимо обязательств, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в рамках единой системы должна учитываться просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми. Это позволит рассматривать проблему долга в комплексе.

Включение в состав объектов, управляемых в рамках системы управления долгом, просроченной кредиторской задолженности позволит создать объективную методологию расчета платежеспособности Республики Коми.

Результатом реализации указанного комплекса мер должно стать существенное сокращение кредиторской задолженности республиканского бюджета Республики Коми и оптимизация отдельных видов долговых обязательств Республики Коми.

Альтернативы

Возможные негативные последствия использования практики заимствования финансовых ресурсов свидетельствуют, что разумной альтернативы совершенствованию долговой политики нет.

Оценка рисков

Основные риски связаны с необходимостью в случае применения федеральным центром дискриминационной по отношению к субъектам Российской Федерации бюджетно-налоговой политики значительного привлечения заемных финансовых ресурсов на покрытие возросшего бюджетного дефицита, по большей части краткосрочного характера, а также возможным ростом объема кредиторской задолженности из-за несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг) в период длительных кассовых разрывов.

3.7.1. Внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирования (G1)


Анализ исходного состояния

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации учет всех видов существующих долговых обязательств Республики Коми ведется в долговой книге Республики Коми. Требование о ведении Государственной долговой книги Республики Коми установлено указом Главы Республики Коми от 2 апреля 2001 года N 153 "О Государственной долговой книге Республики Коми". Согласно пункту 2 настоящего указа в Государственную долговую книгу Республики Коми, помимо обязательств, установленных статьей 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации, могут вноситься дополнительные сведения, состав которых определяется Министерством финансов Республики Коми.

Ежегодно в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год устанавливаются показатели:

1) верхнего предела государственного внутреннего долга;

2) верхнего предела государственного внешнего долга;

3) предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга;